Вы находитесь здесь: Консультирование Развития начального и среднего проф. образования
Консультация для руководителей и заместителей руководителей учреждений среднего профессионального образования по организации агробизнес-проектной деятельности в образовательном учреждении
Автор: Нехорошева О.Н., заведующая отделом развития НПО и СПО   
07.04.2014 09:00

1.1. Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: система непрерывного агробизнес-образования; признаки бизнес-проекта; основные требования к проекту; основные разделы агробизнес-проекта; примерная тематика агробизнес-проектов; нормативно-правовое обеспечение агробизнес-деятельности.

1.2. Краткая аннотация контента консультации.

Консультация по вопросу организации агробизнес-проектной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с целями и задачами системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области.

1.3. Запрос на консультирование.

Каковы основные принципы организации агробизнес-проектной деятельности в образовательном учреждении? Какими нормативно-правовыми документами необходимо руководствоваться при организации агробизнес-проектной деятельности?

1.4. Консультативный текст.

Одними из приоритетных направлений развития территории Тамбовской области является развития малого и среднего предпринимательства, развитие  малых форм хозяйствования на селе, а также подготовка кадров для сферы АПК. В сложившихся условиях исследовательская, творческая, практическая  и предпринимательская подготовка подростков становится средством не только формирования и развития их профессионально-трудовых функций, но и социальной защиты. Раннему формированию у обучающихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самостоятельную деятельность в условиях села способствует реализация непрерывного агробизнес-образования.

Проект по созданию системы непрерывного агробизнес-образования в регионе реализуется с осени 2011 года. В него вошли 30 общеобразовательных школ области, 9 учреждений начального и среднего профессионального образования, а также ФГБОУ ВПО МичГау, который выполняет координирующую функцию и научное сопровождение.

model-agrobiznes

Рис. 1 «Модель непрерывного агробизнес-образования»

Одной из форм работы по введению агробизнес-образования является организация научно-исследовательской площадки совместно с ФГБОУ ВПО МичГау и работа на опытном участке, на котором происходит проверка теоретических знаний, умений и навыков исследовательской работы, полученных в течение учебного года.

Процесс получения элементов практико-ориентированного сельскохозяйственного образования реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда обучающиеся непосредственно принимают участие в процессе выращивания высококачественного посадочного материала, создания дизайна пришкольных участков, составления бизнес планов и мини бизнес-проектов, что, возможно, поможет им найти свое место во взрослой жизни, профессионально определиться и улучшить эстетический вид учреждения и города.

Согласно Концепции системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области, разработанной ФГБОУ ВПО Мичуринским государственным университетом, обучение реализуется посредством:

- последовательного интегрирования тем по агробизнесу в учебные предметы, преподаваемые в начальной, средней школе (обществознание, историческое краеведение, географическое краеведение, геоэкология Тамбовской области, экология растений Тамбовской области, экология животных Тамбовской области, экология человека, технология, основы безопасности жизнедеятельности);

- введения в школах в качестве учебного модуля учебного предмета «Технология» разделы «Основы агробизнеса» и «Первые шаги к лидерству»;

- введением на старшей ступени обучения курсов «Организация производства и предпринимательство в АПК», «Основы организации агробизнеса», «Основы бизнес-проектирования», «Развитие лидерского потенциала»;

- реализация последовательной бизнес-проектной деятельности:

на уровне начальной и средней школы - написание эссе по проектам в сфере предпринимательства;

на уровне средней и старшей школы:

- реализация совместно с научным сообществом университета агробизнес-проектов;

- разработка бизнес-идей с последующим их развитием в бизнес-проекты с получением консультативной помощи  студенческого бизнес-инкубатора на базе ФГОУ ВПО МичГАУ;

- разработка и оформление бизнес-проектов возможных структур в сере малого и среднего предпринимательства на базе бизнес-инкубатора ФГОУ ВПО МичГАУ;

на уровне старшей школы

- разработка социально значимых бизнес-проектов и инвест-проектов;

- участие во всероссийских, региональных и областных мероприятиях, с целью повышения интереса обучающихся образовательных учреждений к инновационной деятельности и выявления из их числа тех, кто имеет способность к генерации знаний и коммерциализации идей/разработок.

Признаки бизнес-проекта:

- изменения как основное содержание бизнес-проекта;

- ограниченная во времени цель;

- временная ограниченность продолжительности проекта;

- относящийся к бизнес-проекту бюджет;

- ограниченность требуемых ресурсов;

- неповторимость;

- новизна;

- комплексность;

- правовое и организационное обеспечение;

- разграничение,

- информационная и консалтинговая поддержка.

Основные требования к проекту:

1.Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.). Агробизнес-проект должен содержать:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимое для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен.

3. Последовательность и связность – логика построения частей; цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы; бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта и подход к решению  проблемы явились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможностей его реализации в других условиях.

Основные разделы:

1. Обоснование необходимости проекта (актуальность).

2. Цели и задачи.

3. Участники проекта.

4. Организационная модель.

5. Сроки реализации (План реализации).

6. Ожидаемые результаты и экономический эффект.

7. Оценка эффективности реализации проекта.

8. Оценка рисков и меры их преодоления (матрица рисков).

9. Перспективы дальнейшего развития проекта.

10. Приложения.

Агробизнес-проект должен содержать бизнес-план. Состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия; относится ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Примерная структура бизнес-плана:

Титульный лист и оглавление;

Затем его основные разделы.

1) резюме;

2) история бизнеса организации (описание отрасли);

3) характеристика объекта бизнеса организации;

4) анализ бизнес-среды организации;

5) план маркетинга;

6) производственный план;

7) организационный план;

8) финансовый план;

9) оценка и страхование риска;

10) приложения.

На сегодняшний день прикладные технологические исследования в интересах устойчивого развития АПК развиваются в следующих основных направлениях (сферах):

- земледелие, мелиорация, водное и лесное хозяйство;

- растениеводство и защита растений;

- зоотехния и ветеринарная медицина;

- механизация, электрификация и автоматизация производства;

- хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.

Современная политика администрации Тамбовской области направлена на устойчивое развитие сельских территорий, создание в области центра продовольственной безопасности страны. Это объясняется исторически обусловленным сельскохозяйственным профилем Центрального Черноземья, национальным приоритетом развитию агропромышленного комплекса России, природными возможностями региона в развитии АПК.

Земельный фонд Тамбовской области включает более 3,4 млн. га, где преобладают сельскохозяйственные угодья (2,7 млн. га или 78,9 % в земельном балансе области). Почвы представлены в основном черноземами, на долю которых приходится порядка 87 % от общей площади сельскохозяйственных угодий.

Комплекс социально-экономических мер, предпринятых в отношении развития села Тамбовской области в последние годы, дал определенные результаты. В области запущены и реализуются проекты «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе  крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области», «Развитие свеклосахарного производства Тамбовского области», «Развитие элеваторной промышленности Тамбовской области», «Агротехнопарк «Мичуринский», «Социальное развитие села», «Поселение XXI века – Тамбов», «Содействие занятости населения Тамбовской области», «Программа развития сельских территорий Тамбовской области» (Российско-Французкий проект) и т.п. 

Поэтому тематика проектов должна определяться направлением экономики АПК районов. На данный момент определены семь актуальных проектов:

1. «АгроБиоТех»,

2. «Эко сад»,

3. «Бизнес-огород»,

4. «Фито-ферма»,

5. «Бизнес-ремесло»,

7. «Ландшафтная ферма».

Разрабатывая тот или иной учебный курс, обязательно необходимо учитывать потребности районов в сельскохозяйственных кадрах и инвестиционные проекты, которые там претворяются. Краткая характеристика этих проектов представлена в таблице.

Краткая характеристика агробизнес - проекта

Название

Агробизнес-проекта

Краткая характеристика агробизнес-проекта

Научно-исследовательская составляющая

Бизнес-составляющая

«АгроБиоТех - проект по биотехнологии

Технологии получения здорового посадочного материала садово-декоративных культур методом in-vitro (на базе лаборатории ФГБОУ ВПО МичГАУ)

Производство посадочного материала. Обучение бизнес- планированию по созданию фирмы, реализующей экологически чистый посадочный материал. Определение потенциальных партнеров, возможных конкурентов и постоянных клиентов

«Эко-сад»

- проект по выращиванию яблок

Технологии выращивания яблок различных  сортов на пришкольном участке

Обучение бизнес–планированию по созданию фирмы, специализирующейся на производстве и переработке яблок

«Эко-сад»

- проект по выращивания слаборослых клоновых подвоев яблони (производство саженцев)

Технологии выращивания слаборослых клоновых подвоев яблони в отводковом маточнике на учебно- опытном участке

Производство саженцев яблони различных сортов. Обучение бизнес-планированию по созданию хозяйства, реализующего саженцы плодовых деревьев. Определение стартового капитала, возможные риски.

«Бизнес- огород» (картофелеводство) – проект по выращиванию картофеля

Технологии выращивания картофеля различных сроков созревания на пришкольном участке

Производство сортового картофеля. Обучение бизнес-планированию по созданию хозяйства, специализирующегося на выращивании и реализации картофеля. Возможности переработки картофеля

«Бизнес-огород» (овощеводство) – проект по выращиванию овощей

Технологии выращивания огурца. Сортоизучение огурца на пришкольном участке.

Производство экологически чистых огурцов.

Обучение бизнес-планированию по созданию хозяйства, выращивающего ранние огурцы в теплицах, преимущества и недостатки, возможности переработки огурцов.

«Фито-ферма» - выращивание лекарственных трав и кустарников

Технологии возделывания лекарственных трав (шалфей, мелисса, базилик, чабрец, тархун) и кустарников (черная, белая, красная смородина, крыжовник, малина).

Изучение лекарственных свойств растений, выращенных на пришкольном участке.

Производство  лекарственных трав и ягод. Обучение бизнес- планированию по созданию фирмы, специализирующейся на производстве лекарственных чаев. Переработка ягод.

«Бизнес-ремесло» -проект по изготовлению поделок из дерева

Технологии изготовления поделок, сувениров и подарков из природного материала с региональной символикой

Обучение бизнес–планированию по созданию фирмы, специализирующейся на изготовлении сувениров с региональной тематикой. Определение наиболее успешных пунктов реализации данной продукции.

«Ландшафтная ферма» - проект по выращиванию рассады цветов

Технологии выращивания рассады декоративных цветов. Способы оформления  участков, виды озеленения и т.д.

Обучение бизнес- планированию по созданию фирмы, оказывающей услуги населению по озеленению и дизайну территорий

 

 

Нормативно-правовое обеспечение организации агробизнес-проектной деятельности:

Нормативно-правовые условия организации агробизнес-проектной деятельности образовательного учреждения в регионе регулируются на основании Положения «Об экспертизе и организации экспериментальной работы в учреждениях образования Тамбовской области», Положения «Об областном экспертном совете по вопросам экспертизы и организации экспериментальной работы в учреждениях образования Тамбовской области».

К нормативно-правовым документам, определяющим стратегию развития образовательного учреждения и регламентирующим организацию агробизнес-проектной деятельности, относятся:

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- Модель «Российское образование – 2020»;

- Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 (с учетом изменений);

- Федеральные государственные  образовательные стандарты общего образования;

- Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы;

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- Концепция системы непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий  Тамбовской области;

- Приказ управления образования и науки Тамбовской области «Об открытии областных опытно-экспериментальных площадок» от 06.09.2011 № 2170;

- Приказы образовательных учреждений на ведение экспериментальной деятельности;

- План опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения;

- Соглашение о сотрудничестве в проведении опытно-экспериментальной работы между школой и аграрным университетом;

- Соглашение о научно-методическом сотрудничестве школы и аграрного университета;

- Концепция исследовательской деятельности (исследовательского проекта) в образовательном учреждении;

- Положение об экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.

Литература:

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы.- М.: Финансы и  статистика, 2006.

2. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управление рисками в предпринимательстве. М.: Дашков и К, 2007. – 772с.

3. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план /Пер. с англ. - М.:Дело ЛТД. 1995.

4. Бочаров С.А., Иванов А.А., Олейников С.Я. Основы бизнеса: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008.– 447 с.

5. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. Ростов н/Д: Феникс, 2002

6. Горемыкин В. А. Бизнес проект: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес- плана (2-е изд.) – М.: «Ось-89», 2003.

7. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2003. № 4. 193 с.

8. Карамов О. Г. Бизнес-планирование: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 124 с.

9. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.

10. Крутякова Ю.А., Юсупова С.Р. Бизнес-планирование: учеб.-практ. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 352с.

11. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. – М.: 2002.

12. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. М.: Ось-89, 2002.

13. Полевщиков С.И. Бизнес-огород в школе: картофелеводство: методическое пособие по организации общешкольного образовательного проекта / С.И. Полевщиков, Ж.А. Арькова. – Мичуринск : ФГБОУ ВПО МичГАУ, 2011. – 26 с.

14. Попов В.М., Мекунова С.И. Бизнес-планирование. Попов В.М., Мекунова С.И. Учебник. Рекомендовано МО РФ.– М.: Финансы и статистика 2003, 672.

15. Попов В.М, Ляпунов С.И.  Бизнес-планирование. – М.: Финансы и статистика, 2002.

16. Попов В.М. Финансовый бизнес-проект.– М.: Финансы и статистика, 2000.

17. Попов В.М., Медведев Г.В., Ляпунов С.И., Муртазалиева С.Ю. Бизнес- план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб. пособие. - 5-е изд., перераб, и доп./Под ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 432 с.

18. Просветов Г.И. Бизнес-планирование. Задачи, решения. – М.:Издательство РДЛ, 2005.

19. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1630 с.

Информационные ресурсы

1. Официальный сайт Управления образования и науки Тамбовской области (http://obraz.tambov.gov.ru/)

2. Официальный сайт ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» (http://ipkold.68edu.ru/)

3. Официальный сайт ФГБОУ ВПО «МичГау» (http://www.mgau.ru)

Обновлено ( 07.04.2014 09:10 )
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить