Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Методика создания экспозиции школьного музея, экспозиционная документация
Автор: Лариса Мягкоход   
24.05.2011 10:38
Консультация для руководителей школьных музеев

Консультант: Краснова Елена Михайловна, заведующий лабораторией музейной педагогики

 

Ключевые слова: музейная экспозиция, экспонат, экспозиционный комплекс, музейный раздел, проектирование экспозиции, документация экспозиционного проектирования, научная концепция, тематико-экспозиционный план, этикетаж.

 

Краткая аннотация контента консультации

Педагоги, занимающиеся созданием школьных музеев, не всегда знают, как правильно спроектировать работу по созданию экспозиции школьного музея, какие документы экспозиционного проектирования существуют и как правильно разместить экспонаты, провести этикетаж. От умения поэтапно работать над созданием экспозиции зависит успешность раскрытия тематики музея.

Запрос на консультирование

Как правильно спроектировать экспозицию, а так же разместить предметы и документы на экспозиционной площади? Какие основные этапы работы над экспозицией? Какая документация сопровождает процесс создания музейной экспозиции?

 

Консультационный текст

Понятие музейной экспозиции

Экспозиция музейная (от лат. expositio — выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Наличие экспозиции — один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она часто включает единственные в своём роде документы и предметы — экспонаты. Грамотно организованная работа с фондовым материалом музея при построении экспозиции залог успешного раскрытия избранной темы.

Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

В практике музеев выработалась следующая схема членения музейной экспозиции, приемлемая и для школьных музеев:

  • первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат — предмет, выставленный для обозрения;
  • музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс;
  • несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс — музейный раздел;
  • разделы составляют музейную экспозицию в целом.

Подготовка создания экспозиции

Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы.

Создание экспозиции требует наличие ряда условий:

  • фондов музейных предметов на тему экспозиции (это не исключает дополнительный сбор материала);
  • краеведческой основы коллекции, что может обеспечить подлинной предметной базой при сборе материала;
  • авторского коллектива, ориентирующегося в проблемах намеченной темы и знакомого с методикой экспозиционной работы;
  • помещения, предназначенного для экспозиции.

На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами.

После выбора темы разрабатывается план комплектования и начинается собирательская работа. Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.

Принципы построения экспозиции

Экспозиция — это совокупность предметов, подобранных и выставленных по определённой системе для обозрения. На основе общих принципов создаётся концепция экспозиции, где даётся единый замысел, трактовка научного содержания, что служит основой для возможностей экспозиционных и архитектурно-художественных решений.

При создании экспозиции необходимо учитывать общие принципы её построения — это принципы, которые обуславливают группировку и интерпретацию экспозиционного материала. Они служат основанием для определения структуры, характера экспозиции (разделов, тем, рядов). Выбор принципов построения экспозиции идёт в ходе научного и художественного проектирования экспозиции. Современные методы экспозиционной работы предполагают сочетание различных принципов при создании экспозиции.

Среди них можно выделить такие, как:

  • принцип научности — предполагает построение экспозиции на теоретической основе профильной науки (истории и исторического краеведения). Широкое использование достижений научно-исследовательской работы коллектива музея по изучению коллекций и фондовых материалов по теме экспозиции определяет её содержание;
  • принцип историзма (тесно связан с принципом научности)— раскрытие явления с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло в своём развитии, чем оно стало теперь. Если ведётся рассказ о каком-то из героев Великой Отечественной войны необходимо представить материал о его жизни до настоящего времени или до смерти героя. Если в экспозиции рассказывается о какой-либо битве, то — от её начала и до окончания;
  • принцип предметности (вытекает из сущности экспозиции) — когда музейный экспонат является доказательным фактом каких-либо событий, так и носителем эмоционально окрашенной информации;
  • принцип универсальности — возможность предоставить посетителю информацию с учётом его интересов и разной ёмкости восприятия в многоплановости построения: выдвижение на первый плана ведущих экспонатов, использование скрытого плана и т.д. Этот принцип обеспечивает доходчивость экспозиции для любых групп музейной аудитории;
  • принцип избирательности музейного показа — научно-обоснованный отбор сюжетов музейного показа из всей совокупности явлений исторической действительности. Критерием выступает: историческая значимость событий, его связь с данной местностью;
  • принцип локальности — показ местной истории, своеобразие проявлений в истории данного края общих закономерностей;
  • принцип проблемности — интерпретация экспозиционного материала в соответствии с проблемами, имеющими основополагающее значение для освещения тех или иных событий, они могут быть ведущими элементами для определения раздела и темы экспозиции, или сквозными для экспозиции. Выявление основной проблематики является первостепенной задачей в процессе научного проектирования;
  • историко-хронологический принцип — предполагает группировку и интерпретацию экспозиционных материалов в соответствии с принятой в исторической науке хронологией процессов и явлений. В художественном проектировании этот принцип выражается в необходимости создания художественными средствами образов эпохи.

Методы экспозиционного показа

Методом построения экспозиции называется применение научного обоснования, исходящего из содержания порядка групп и организации экспозиционных материалов. Предполагает определение характера научной обработки экспозиционной темы и определения последовательности и проектирования музейной экспозиции. Определяет формы сотрудничества экспозиционера и художника; определяет способы интерпретации материала. Существует несколько методов экспозиционного показа:

  • систематический метод — показ экспозиции, где однородные предметы представлены в соответствии с тематикой научной дисциплины. В основе метода систематизации музейные коллекции. Структурной единицей систематизации является экспозиционный ряд;
  • ансамблевый метод – создание экспозиции, в которой на основе научных данных сохраняется или воссоздаётся ансамбль музейных предметов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. В нём воспроизводится реальное отношение среди предметов, благодаря чему предмет демонстрируется в среде своего бытования (интерьер, его фрагмент, ансамбль или комплекс архитектурных сооружений);
  • тематический метод — его основа это музейные предметы различных типов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. Важным фактором является создание экспозиционного образа, который является основой для художественного решения. Завершением является разработка экспозиционных комплексов. При использовании этого метода в экспозицию частично включаются элементы ансамблевой и систематической экспозиции.

Экспозиции школьных музей обычно имеют два зрительных плана: вертикальный и горизонтальный. Первый более удобен для обозрения. В вертикальной плоскости (на стендах, планшетах, в витринах) представляют основные, наиболее важные в познавательной и воспитательном отношении экспонаты. Они дополняются и углубляются материалами горизонтального плана (горизонтальные витрины, столы). Реже в школьных музеях используется третий план — скрытая экспозиция (турникеты, выдвижные и откидные щиты, альбомы). Экспонаты, размещённые таким образом, скрыты от глаз посетителей.

Порядок размещения экспонатов имеет некоторые общие правила:

  • крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;
  • мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;
  • наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;
  • не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите), соблюдать осевую симметрию, экспозиционер тем не менее должен размещать их в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Этапы работы над экспозицией

Создание экспозиции это сложный процесс. Подготовка музейной экспозиции проходит в две стадии: проектирование и осуществление, в ходе чего необходимо учитывать цели, задачи, тему экспозиции, музейные материалы, которые составляют её основу. Проектирование экспозиции составляет основное содержание экспозиционной работы и осуществляется экспозиционерами, музейными художниками, иногда с участием инженеров и других специалистов. Составными частями в проектировании экспозиции являются: научное, художественное и техническое проектирование.

Документация экспозиционного проектирования — это совокупность документов, последовательно создаваемых при участии экспозиционера, художника, что является важным при создании музейной экспозиции.

Поэтому необходимо обеспечить глубокую научную разработку экспозиционной тематики. Создание научного проекта проходит несколько этапов. В итоге проектирования экспозиции создаётся комплекс документов, последовательно уточняющих её несколькими документами, разработанными параллельно.

 

Порядок

составления

экспозиционной

документации

(этапы)

Разработка научной концепции

Порядок составления документации научного проектирования

Порядок составления документации художественного проектирования

I.

Изучение темы

Изучение темы

 

II.

1. Определения целей и задач, актуальности темы

2. Историческая справка о музее, создание экспозиции (реэкспозиция)

3. Краткое содержание экспозиционной темы

 

1. Знакомство с темой

III.

4. Составление плана комплектования

1. Составление тематической структуры (ТС)

 

IV.

5. Подбор экспонатов

6. Характеристика источниковой базы

2. Составление расширенной тематической структуры (РТС)

2. Разработка генерального решения

V.

7. Характеристика экспозиционной площади

3. Составление экспозиционного маршрута

3. Составление эскизного проекта

VI.

8. Основные идеи создания экспозици

4. Составление тематико-экспозиционного плана

 

VII.

9. Пути реализации

5. Раскладка

4. Составление монтажных листов

 

Весь комплекс документов, включая художественный проект, составляет основу для технического проектирования.

Концепция экспозиции — это её идейно-теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами. В связи с этим необходимо, что бы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала.

Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП) один из важных этапов научного проектирования при создании музейной экспозиции.

В начале тематико-экспозиционного плана на титульном листе нужно указать полное название музея, наименование всей экспозиции, указать номер школы или гимназии, фамилию, имя и отчество автора плана и дату его составления. В начале плана в верху страницы, чётко и полно пишутся разделы, темы экспозиции.

Графа 1. «Порядковая нумерация» — потребуется при составлении графика экспозиции, в котором легче будет проставить номер, чем наименование экспоната, порой довольно пространное.

Графа 2. «Наименование разделов, тем, подтем, комплексов» — записывается наименование экспозиционных разделов, тем, подтем, комплексов.

Графа 3. «Экспонируемые материалы» — полное и чёткое название экспоната, время бытования (датировка).

Графа 4. «Характеристика источников» — вид: фото, документ, вещь, плакат, рисунок. Размер экспоната в последовательности: высота, ширина, диаметр. Подлинность: подлинник, ксерокопия, муляж, фотокопия и т.д.

Графа 5. «Инвентарный номер» — указание инвентарного номера, номера негатива и т. д.

Графа 6. «Место расположения» — нахождение экспоната в будущей экспозиции: витрина, стенд, шкаф, стена, пол, подиум, полка.

Изложение содержания плана рекомендуется строить по определённой форме:

№п/п

Разделы, темы, подтемы, комплексы

Экспонируемые материалы

Характе-ристика источников

Инвентар-ный номер

Место располо-жения

1

2

3

4

5

6

 

ПЕРЕСТРОЙКА ШКОЛЬНОГО ДЕЛА НА ТАМБОВЩИНЕ 1917-1940 гг.

 

 

 

 

1.

 

В. И. Ленин. 1917-1924 гг. Художник А. Н. Страхов. 1924 г.

Плакат

Копия

100х90

Б/н

Верхний пояс

2.

 

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!» Ленин. 1917 г.

Текст-цитата

Б/н

Витринно-плоскостная конструкция

3.

 

Удостоверение личности гражданина РСФСР Криволуцкой   А. П. 1925 г.

Документ

Подлинник

16х12

№3395/3

Витрина №1

4.

 

«Одна из основных частей в той борьбе, которую мы сейчас ведём, — дело народного образования». Ленин.

Текст-цитата

Б/н

ВПК №1

5.

 

«Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны»

Лозунг

Б/н

Верхний пояс

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

6.

 

Декрет «Об отделении церкви от государства, школы от церкви». 1918 г.

Документ

Копия

30х45

Б/н

ВПК №2

7.

 

Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Ленин, Бонч-Бруевич, Бричкина. 26 декабря 1918 г.

«В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановляет:

1. Всё население страны в возрасте от 6 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Обучение ведётся в государственных школах, как существующих, так и в учреждениях для неграмотного населения по планам Народного комиссариата по просвещению».

Документ

Копия

30х45

 

 

 

Текст декрета

Б/н

Верхний пояс

8.

 

Плакат «Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».

Рисунок

Копия

100х90

Б/н

Верхний пояс

9.

 

Штык винтовки Мосина. Конец XIX в. Символ революционной эпохи «Пером и штыком».

Подлинник

h=40

№4957

ВПК№1

 

Ведущие тексты, если они есть, необходимо писать в графе ТЭПа «Экспонируемые материалы», обязательно указывая источник. Ведущие тексты помогают посетителям музея ориентироваться в содержании экспозиции, характеризуют эпоху, отдельные события, историческую личность. В экспозиции ведущие тексты выделяются единым для всех особым шрифтом, текст разбивается на строки не механически, а по смыслу, лишь в виде исключения допускается перенос.

Следует стремиться к тому, что бы все ведущие тексты, включённые в экспозицию, представляли собой определённое единство и отображали научную концепцию экспозиции.

Этикетаж

Спутниками экспозиции являются тексты. В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется название предмета. Обязательна датировка всех предметов. В зависимости от типа экспоната указываются: автор материала, техника изготовления. Данные, чётко и ясно обозначенные на самом экспонате, не нуждаются в повторении в аннотации, например, газета, книга, листовка.

Виды этикетажа:

  • «Оглавительный» (номенклатурный), сообщающий название музейных разделов, экспозиционных комплексов. Номенклатурный этикетаж должен отражать тему и идею разделов экспозиции.

Например:

«Развитие образования в Тамбовской губернии (1786-1917 гг.)»

«Перестройка школьного дела на Тамбовщине. (1917-1940 гг.)»

«Школа в годы Великой Отечественной войны. Фронт и тыл»;

  • Пояснительный — это тексты к каждому экспонату или группе экспонатов. В нём даётся название предмета, краткие сведения о его происхождении и значении. Первая часть пояснительного этикетажа (название) — пишется более крупно, вторая часть (описание) — более мелко.

Например:

Панорама губернского города Тамбова

Выполнена архитектором Василием Усачёвым в 1799 г. Копия художника Шпильчина В. Г., 1994 г.

 

Всё содержание этикетки, кратко и чётко сформулированное, должно направить внимание зрителя на те стороны предмета, которые особо важны для экспозиции.

В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать его основную идею. Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание. Если в экспозиции помещена фотокопия документа, то надо указать откуда он взят.

В этикетке к фотографии, картине сообщается о том, кто изображён и где даётся характеристика изображаемых событий. Если этикетка относится к портрету какого-либо лица, то указываются прежде его инициалы, фамилия, даты жизни, краткие биографические данные.

Например:

Пташкин Д. А.

Фотография, конец XIX в., подлинник

9 сентября 1882 г. в г. Тамбове дочерью генерал-губернатора Д.А. Пташник было открыто начальное женское училище, которое 23 ноября 1885 г. преобразовано с разрешения попечителя Харьковского учебного округа в женскую четырёхклассную прогимназию с подготовительным классом и пансионом при ней.

 

Если в экспозиции демонстрируется картина, то этикетка выполняется следующими образом:

В. П. Кудрявцев, Икона. Святые Кирилл и Мефодий

1994 год, холст, масло. Копия.

 

Если в экспозицию включены макеты зданий, сооружений, этикетка оформляется следующим образом:

Здание школы №8

Макет (масштаб 1:100)

Выполнен Б. Иванниковым (10 класс)

Руководитель: учитель истории Д. И. Семёнов

 

Все текстовые материалы должны быть логически связаны друг с другом и с экспонатами, это позволяет всесторонне раскрыть идейный замысел экспозиции. Характер их оформления (размер и вид шрифта) зависит от значения, соподчинённости друг другу. При подготовке текстового оформления могут использоваться накладные (рельефные) буквы, шрифты различных размеров, но всё должно быть выполнено в едином стиле.

Ошибки при подготовке экспозиции

При размещении материала в экспозиции советуется экономить экспозиционные площади. Не переполнять экспозицию материалом. Любую тему всегда можно решить немногословно. Материал будет смотреться более выигрышно, если вокруг него останется пространство. Включаемые в план экспозиционные материалы, раскрывающие исторические события, факты, должны быть датированы, иначе они обесцениваются. Длительное экспонирование (свыше 6 месяцев) документов, рукописей, писем, акварелей ведёт к их гибели. Карандаш, чернила, фломастер выгорают, бумага желтеет и разрушается. Рекомендуется делать точную копию в размере оригинала (муляж) и её экспонировать, а подлинник хранить в специальных условиях.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить