Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Учебник нового поколения как основа эффективной подготовки к ГИА и ЕГЭ по немецкому языку
Автор: Татьяна Федорова   
23.05.2011 15:28


Консультант рубрики: Селянская Т.В., к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования».

Ключевые слова: учебник нового поколения, УМК по немецкому языку, ГИА, ЕГЭ, Федеральный перечень учебников.

Запрос на консультирование: Я работаю в школе 20 лет. В связи с введением новых образовательных стандартов для меня стало очевидным, что работа по традиционным учебникам немецкого языка не является столь продуктивной как раньше, так как не выводит обучающихся на тот уровень знаний, который необходим для сдачи ГИА и ЕГЭ. Хотелось бы, чтобы используемый в работе учебник отвечал современным требованиям и содержал задания для подготовки к итоговой государственной аттестации. Прежде чем начать работать по другому учебнику, хотелось бы узнать об их отличиях, достоинствах и недостатках. Не могли бы Вы охарактеризовать УМК по немецкому языку нового поколения, которые позволяют готовить обучающихся к сдаче государственных экзаменов на уроке, не привлекая дополнительный материал.

Консультативный текст
Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования. Поскольку учебник был и остается основным средством обучения в школе, возникла необходимость создания нового поколения школьных учебников. С одной стороны учебник - хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой - комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности. Получаемые знания должны стать в будущем для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в узкопредметной сфере.
Что касается предмета «Иностранный язык», следует отметить, что средняя школа нуждается в учебниках, в которых актуальные, аутентичные, коммуникативно-направленные материалы, письменные тексты и аудиозаписи были бы методически разработаны не только на основе мирового опыта, но с учетом достижений отечественной школы преподавания иностранных языков. Задания, входящие в содержание учебников, должны быть направлены на формирование у обучающихся ключевых компетенций.

В связи с тем, что обучение в школе заканчивается государственной итоговой аттестацией в новой форме, были созданы учебники нового поколения, которые включают задания, готовящие учащихся к формату экзаменов (ГИА и ЕГЭ) в аудировании, чтении, говорении и письме.

В настоящее время имеется ряд учебно-методических комплектов по иностранному языку для общеобразовательных учреждений, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации. Рассмотрим некоторые из них, которые в большей степени могут послужить «инструментом» эффективной подготовки обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Начальное общее образование:
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык. 2,3,4 классы. Изд.: Дрофа.
Состав УМК: программа, учебник, рабочие тетради, методические пособия, аудиокассеты.

1



Учебник, созданный известными специалистами, авторами многочисленных пособий для общеобразовательной школы, предназначен для обучения младших школьников во 2,3,4 классах. Традиционные для школы темы изучаются на основе разнообразных игр, головоломок и творческих заданий, аутентичных текстов, веселых песенок и стишков с опорой на богатый иллюстративный ряд и собственный опыт детей. Учебник снабжен словарем, составленным по тематическому принципу.
Содержание данного курса призвано реализовывать основные цели обучения немецкому языку в начальной школе, а именно:

  • формирование минимального уровня владения немецким языком, позволяющего ученику осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме на элементарном уровне, тот есть в рамках сфер, ситуаций, тематики, предусмотренных примерными программами по иностранным языкам для начальной школы;
  • личностное развитие учащихся средствами немецкого языка, связанное с развитием языковых способностей школьников, их психических, эмоциональных, творческих возможностей, фантазии, готовности к социальному взаимодействию, а также формирование позитивного отношения к немецкому языку и культуре немецкоговорящих стран.

Гальскова Н.Д., Артемова Н.А., Гаврилова Т.А. Немецкий язык. 2,3,4 классы. Изд.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА.
Состав УМК: программа «Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка», учебник, рабочие тетради, книга для учителя, аудиокассета.

2

Курс "Мозаика" - это новое поколение учебников для углубленного изучения немецкого языка. Он создан на основе новой программы с учетом современных требований к уровню владения немецким языком и новейших обучающих технологий. Курс открывается УМК для II класса. Содержательно и концептуально курс «Мозаика» ориентирован на требования программы «Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка». Основная цель начального этапа обучения по курсу «Мозаика» - формирование у учащихся основ иноязычной коммуникативной компетенции и дальнейшая прогрессия в развитии навыков и умений, расширение их картины мира за счет приобщения к первичным фоновым знаниям об их немецких сверстниках и углубление страноведческих знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Предлагаемые в учебниках задания помогут организовать обучение языку как процесс, заинтересованного общения учителя с учащимися, а также учащихся между собой. Их выполнение предполагает опору на виды деятельности, типичные для младших школьников, игровая, изобразительная, музыкальная и др. Используемая в этих целях страноведческая информация соответствует опыту и интересам учащихся начальных классах и сопоставима с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка.

Следует отметить, что перечисленные учебники для начальной школы учитывают психологические, возрастные особенности учащихся младших классов, такие как эмоционально-образная память, недостаточно развитое произвольное внимание, быстрое забывание в силу свойств головного мозга и памяти. Поэтому структура учебников позволяет постоянно возвращаться к пройденному материалу, делать два шага в изучении нового и шаг назад в повторении того, что было пройдено. Также предусматривается большое количество игровых заданий, а также использование песен, стихов, рифмовок. Учебники для начальной школы отличаются и с визуальной стороны. Они красочные и яркие.

Основное общее образование
Радченко О.А., Хабелер Г. Немецкий язык. Изд.: Дрофа. 5,6,7,8,9 классы.
Состав УМК: учебник, рабочие тетради, книга для учителя, книга для чтения, аудиокассеты (аудиоприложение).

 

3

Alles klar! - это проект авторской группы по выпуску учебной серии из учебников по немецкому языку для средней школы, ориентированный на широкий круг школьных преподавателей немецкого языка, заинтересованных в обмене опытом преподавания на основе учебников этой серии. Серия «Alles klar!» награждена почетной грамотой Фонда им. Роберта Боша (ФРГ) в номинации «Германо-российские совместные проекты».

Данная серия УМК предназначена для использования не только в общеобразовательной школе, где немецкий язык изучается как основной со второго класса по одиннадцатый, но и в школах, где немецкий язык изучается как второй после английского (с четвертого, пятого, шестого или седьмого класса). Он может быть успешно применен и в школах с углубленным изучением немецкого языка, поскольку каждый комплект серии очень обширен – помимо учебника, рабочих тетрадей, книги для учителя, кассет или дисков с аудиозаписями, он включает тестовую тетрадь, поурочные разработки, дополнительные упражнения для внеурочной работы.

Все компоненты комплектов взаимосвязаны и дополняют друг друга, акцентируя основную особенность нашей серии – погружение ученика в разнообразную культуру немецкоязычных стран. Серия создается с участием носителей немецкого языка в качестве полноправных соавторов, дикторов, исполнителей песен и стихов, ориентирован на современный разговорный язык, которым пользуются для общения в семейном кругу. В основе всей серии – строгая систематичность материала, обязательность повторения фонетических, лексических и грамматических тем, постепенное нарастание сложности изучаемого материала, диалог культур народов России и немецкоязычного региона. Предлагаемые УМК разработаны в строгом соответствии с примерной программой и требованиями государственного образовательного стандарта и имеют гриф Министерства образования и науки РФ.

При разработке данной серии авторы ориентировались на рекомендации Европейского совета («Profile Deutsch 1-2» Langenscheidt, 2002-2005). В соответствии с «Всеобщими европейскими референтными рамками для языков» УМК для 1 и 2 годов обучения соответствуют уровню А1. 3-ий год обучения является последним этапом ступени А1 и одновременно переходным к ступени А2. Для 4-го года обучения немецкому языку является начальным этапом ступени А2. Совершенствование знаний на ступени А2 до ее полного освоения планируется в ходе работы с УМК для 9 классов (5-й год обучения).

Отличительные особенности УМК серии «Alles klar

  • УМК имеет актуальность и значимость для решения поставленных задач модернизации российского образования. Все разделы учебников доступны для детей. Содержание упражнений соответствует возрасту учащихся обучающихся по ним. В учебниках представлен разнообразный иллюстративный материал, который способствует лучшему запоминанию материала.
  • Педагогическая целостность и системность заключается в соответствии содержания и системы упражнений основным дидактическим принципам, возможности индивидуализации и дифференциации обучения. Продуманность, тщательность исполнения и компетентностный подход позволяет говорить о педагогической эффективности данного УМК и необходимости его использования в образовательном процессе.
  • Сбалансированное количество упражнений на развитие навыков аудирования, чтения, письма и говорения. Наличие упражнений для работы над произношением.
  • Cтрогая системность всего курса, обязательность повторения фонетического, лексического и грамматического, постепенное нарастание сложности изучаемого материала. Интересные упражнения для формирования навыков аудирования.
  • Принципиальная ориентация на современный немецкий литературный язык с максимальным привлечением аутентичного текстового и аудиоматериала.
  • Большой выбор грамматических упражнений, составленных по формату ГИА и ЕГЭ, которые учат извлекать необходимую информацию из прочитанного и услышанного, составлять вопросы и отвечать на поставленные вопросы, писать письма, использовать грамматические правила на практике.
  • Предоставление большого и увлекательного страноведческого материала в изучении немецкой культуры и культуры нашей страны. Наличие достаточного количества дополнительных материалов в рамках книги для учителя и рабочей тетради.
  • Отказ от прямого метода подачи материала, привлечение русского языка сообразно с задачами курса.
  • УМК способствует формированию у учащихся коммуникативной и социокультурной компетенций.
  • Наличие хорошей рабочей тетради, которая включает разнообразные и интересные задания, развивающие смекалку.
  • В УМК много разнообразных упражнений на аудирование, которые способствуют развитию у детей аудитивной памяти.

Среднее полное (общее) образование

Зверлова О.Ю. Немецкий язык. 10-11 кл. Изд.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА.

 

4

Состав УMK «Stichwort Deutsch»: учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, дополнительные материалы, аудиокассета.

Курс «Stichwort Deutsch» состоит из двух УМК и предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ (филологический профиль)

«Ключевое слово – немецкий язык. Компакт» – это по-новому структурированный широко известный курс «Ключевое слово – немецкий язык». Новый вариант позволяет использовать его при различной часовой сетке: дополнительные материалы, расширяющие тематику, вынесены в отдельное издание. Данный курс поможет старшеклассникам не только поддержать, расширить, углубить, но и в целом совершенствовать сформированные ранее иноязычные знания, навыки и умения.

Основные цели курса – дальнейшее развитие коммуникативной и межкультурной компетенции, формирование автономии учащихся в учебной деятельности по овладению немецким языком, развитие культуры деловой письменной речи, формирование способности творчески обращаться с немецким языком, дальнейшая подготовка учащихся к использованию немецкого языка для достижения конкретных профессиональных целей, формирование позитивного отношения к народам немецкоязычных стран. Материал курса направлен на формирование у учащихся собственного мнения по обсуждаемым проблемам, приучает их творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, корректно вести спор и делает учащегося центральной фигурой процесса обучения.

Курс строится на базовом материале учебников для 5-9 классов данного типа школ автора И.Л. Бим, сохраняет преемственность в методических подходах в обучении: немецкому языку. Разнообразный характер заданий направлен на формирование собственного мнения по обсуждаемым: проблемам, приучает творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, корректно вести спор.

Курс ориентируется на следующие учебные цели:

  • обучение общению с представителями немецко-говорящих стран на основе знания немецкого языка итрадиций этих стран;
  • выработка способности понимать и сравнивать культуру, культурное наследие своей страны и чужой;
  • приобретение навыков и умений работы с текстами разных видов и жанров, пользования немецким языком в письменной я устной форме; развитие навыков овладения лексикой и грамматикой немецкого языка;

В основу курса положен коммуникативный метод. В учебнике заложено развитие всех основных видов речевой деятельности на основе достаточного количества упражнений для индивидуальной, парной, групповой работы.

Грамматический материал, предъявленный в 5-9 классах, в данном курсе повторяется и углубляется на примере образцов, что позволило автору почти полностью отказаться от грамматических терминов исделать предъявление грамматики кратким и наглядным.

Одной из основных задач курса является расширение словарного запаса учащихся. Для развития навыка в данном виде деятельности учащимся предлагаются «учебные советы».
Рабочая книга содержит богатый дополнительный материал: лексические и грамматические упражнения к каждой главе учебника, а также таблицу для самоанализа работы каждого конкретного учащегося.

Оформление: учебник с большим количеством цветных иллюстраций; рабочая книга с черно-белыми иллюстрациями.

Яковлева Л.Н., Лукьянчикова М.С., Дрейт К. Немецкий язык. 10 кл. М.: Просвещение.
Яковлева Л.Н., Лукьянчикова М.С., Бузаева М.Д. Немецкий язык. 11 кл. М: Просвещение.

 

5

Состав УМК Мosaik 10, 11 кл.: программа общеобразовательных учреждений: Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка: 2-11 кл.» авторов Н.Д. Гальсковой и др.; учебник с книгой для чтения, рабочая тетрадь, сборник упражнений, аудиокурс, книга для учителя.

Обучение немецкому языку по курсу „Mosaik Deutsch" строится в русле современных общеевропейских тенденций как «межкультурное обучение, способствующее, с одной стороны, более глубокому осознанию родной культуры и, с другой стороны, развитию способности свободно ориентироваться в культурном пространстве стран изучаемого языка». В основе курса — разработанная при поддержке института им. Гете учебная программа, которая учитывает современные требования, предъявляемые к уровню владения учащимися немецким языком, и отражает новейшее состояние образовательных технологий.

Кроме учебников нового поколения рекомендуется использовать дополнительные пособия, которые содержат задания для подготовки обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ. Представляем вашему вниманию нижеследующие УМК, которые предназначены для разного возраста обучающихся и каждый из которых включает задания формата ГИА и ЕГЭ. Например, задания на понимание общего содержания прочитанного и прослушанного текста, задания на полное понимание прослушанного и прочитанного текста, задания на понимание запрашиваемой информации в прослушанном и прочитанном тексте, задания на проверку лексико-грамматических навыков и др.

 

6


УМК Fabuli включает:
- учебник с аудиодиском;
- рабочую тетрадь;
- методическое пособие для учителя.
Fabuli предназначен для детей 6-8 лет, приступающих к изучению немецкого языка в начальной школе. Игровая форма уроков будит любопытство учеников и желание общаться на изучаемом языке. Fabuli создан коллективом авторов широко известного УМК по немецкому языку «Das neue Deutschmobil»

 

 

7

 

 

 

 

8

УМК Planetino (Deutsch f?r Kinder) включает:
- учебник с аудиодисками;
- рабочую тетрадь;
- методическое пособие для учителя.
Серия УМК, состоящая из 3 частей, ориентированная на общую Европейскую компетенцию владения языком и выводит на уровень А1.
- учебник и рабочая тетрадь ясно и прозрачно построены: каждая часть содержит 20 коротких и обозримых уроков в 5 модулях;
- дидактически продуманный и проверенный на практике учебник для начальной школы;
- отвечает потребностям и кругозору детей в выборе тем;
- УМК способствует обучению во всех смыслах с помощью групповых игр, заданий для пар, песен, рифмовок и подвижных игр;
- УМК реализует технологию Языкового портфеля и поддерживает автономное обучение;
- УМК интегрирует задания на произношение с самого начала. УМК Planet (Deutsch f?r Jugendliche) включает:
- учебник;
- рабочую тетрадь (грамматические упражнения, список слов активного словаря в хронологическом порядке и тесты для самоконтроля);
- методическое пособие для учителя (полный список слов в алфавитном порядке и контрольные тесты);
- кассеты/аудиодиски (с упражнениями на произношение, текстами для прослушивания и песнями).
Серия УМК, состоящая из 3 частей, ориентированная на общую Европейскую компетенцию владения языком и выводит на уровень А1-В1.
Planet 1 – A1
Planet 2 – A2
Planet 3- B3

 

9

УМК Ping Pong состоит из 3 частей (З уровня); ориентирован на учащихся 7-9 классов и выводит на Zertifikat Deutsch als Fremdsprache или на сопоставимый экзамен в конце начальной школы.
Существенные аспекты 3-й части:
- продолжается расширение лексического запаса и изучение грамматического материала, и приводит непременно к Сертификату;
- выбраны такие темы, в обсуждении которых с удовольствием примут участие молодые люди с совершенно разными интересами;
- для дискуссий, выступлений «за» и «против», выражения личного мнения и т.д. систематически представляются и отрабатываются необходимые речевые средства;
- особое внимание уделяется дифференциации заданий на понимание прослушанного и прочитанного текстов. При этом имеются такие виды текстов как интервью, дискуссии и художественные тексты;
- каждый урок предлагает различные виды письма аутентичного характера. Например, извещения, сообщения очевидцев, протоколы, объявления и т.д.

Таким образом, сегодня обучающимся нужны учебники нового поколения. В условиях внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения актуальным становится компетентностно-деятельностный подход к обучению, требующий овладения метапредметными знаниями. Учебник, как известно, это своего рода «посредник» между учителем и учеником, который играет одну из важнейших ролей в образовательном процессе. И сегодня, очевидно, что учебник нового поколения – это основа эффективной подготовки обучающихся с ГИА и ЕГЭ.

Обновлено ( 24.05.2011 08:23 )
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить