Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Использование ИКТ при обучении иностранному языку
Автор: Татьяна Федорова   
04.05.2011 13:10

Консультант рубрики: Конина И.А., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОИПКРО.

Ключевые слова: новые информационные технологии (НИТ), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информационно-образовательная среда (ИОС), поисковые системы, ИКТ-компemентность, медиа-проекты (web-сайт, электронный журнал или электронная газета, медиаресурс, обучающая компьютерная программа), сетевой этикет(Nettikette); педагогический дизайн (ПД)

Проблема: определить возможности применения ИКТ при обучении иностранному языку, преимущества и недостатки использования ИКТ на уроке.

Вопросы:

Вопрос:
Я проработала учителем английского языка 29 лет, и большую часть этого времени обучала учащихся английскому языку с помощью традиционного учебника, аудиокассет и рабочих тетрадей. Сейчас от всех учителей «требуют» обязательного использования ИКТ. Объясните, что может изменить ИКТ в обучении иностранному языку.

Ответ:
Новые информационные технологии, на мой взгляд, открывают большие возможности для расширения образовательных рамок по иностранному языку. Во-первых, компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал, а мотивация имеет большое значение при обучении иностранным языкам.

Во-вторых, при внедрении ИКТ в обучение иностранному языку появляется возможность организовать диалог с каждым учеником, изучать материал в индивидуальном темпе, эффективно организовывать контроль. Компьютер гарантирует конфиденциальность. Ученик знает, какие ошибки он делает, у него нет страха, что кто-то узнает о его ошибках, и он получит неудовлетворительную оценку.

В-третьих, обеспечивается большая степень интерактивности обучения, чем работа в классе или в лингафонном кабинете. Интерактивность обеспечиваeтcя постоянной и прямой реакцией на ответы учеников в ходе выполнения упражнений. И поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципу индивидуализации обучения.

Использование ИКТ во всех сферах образования оказывает серьезное влияние и на формы обучения и общения. Существенно изменилось содержание понятия «общение»: обучение и учение перестали быть односторонними; они стали включать в себя как внешнее, так и внутреннее коммуникативное общение. Такое общение предполагает не только непосредственное общение между учителем и учащимся, но и активное общение учеников с аутентичным учебным материалом и с другими участниками учебного курса.

Все больше внимания уделяется открытым формам работы, самостоятельной работе, проектной методике, обучению в сотрудничестве, проблемному обучению.

Очень эффективно использование компьютерного метода обучения для организации самостоятельной работы учащихся. Долгое время под самостоятельной работой понималось выполнение домашнего задания учащимися. По-другому можно будет рассматривать самостоятельную работу с использованием компьютера. Этот вид работы позволяет не только дать задание учащемуся, но и постоянно корректировать его работу.

Вопрос:
Сейчас много говорится об ИКТ-компетентности школьного учителя. Не могли бы Вы подробнее рассказать, что означает этот термин?

Ответ:
Под ИКТ-компетентностью с nедагогической точки зрения мы понимаем «базисную компетентность учителя в адекватной, сознательной и ответственной, творческой деятельности по использованию ИКТ» в учебном nроцессе.
ИКТ-компетентность предполагаетготовность будущих и начинающих учителей работать с современными информационно-коммуникационными технологиями и применять их в учебно-воспитательном процессе. Однако ИКТ-компетентность не исчерпывается только умением пользоваться ИКТ. Она предполагает компетентную с методической точки зрения работу с новыми информационными технологиями (НИТ), развитие критических и аналитических способностей учителя.

Для того чтобы сформировать эту компетентность, учителям необходимо:

  • ознакомиться с дидактическими возможностями различных информационных коммуникационных технологий (ИКТ) и использовать их в процессе своей профессиональной деятельности;
  • определить, какое место должны занимать эти технологиив рамках традиционного учебного процесса.
  • научиться создавать собственные медиа-проекты (web-сайт, электронный журнал или электронная газета, обучающая компьютерная программа, обучающие модули на базе обучающей платформы в Интернете и т.п.);
  • понимать и оценивать технологические компоненты систем обучения на базе НИТ;
  • понимать специфику подачи информации в ИКТ, уметь отличать принципы создания текстовой, графической и звуковой информации в ИКТ;
  • получить представление о степени влияния ИКТ на личность обучаемого;
  • научиться культуре общения на базе ИКТ, т.е. освоению так называемого сетевого этикета (Nettikette);
  • ознакомиться с основами педагогического дизайна (ПД).

Одним из первых шагов по решению названных проблем будет создание информационной образовательной среды (ИОС). Прекрасной платформой для этого являются технологии Интранет/ Интернет. Ядром такой системы выступает web-сайт, (Open class, Tambov Wiki, FSU), который обладает целым рядом преимуществ:

  • доступность с любого рабочего места, в том числе дистанционно;
  • удобство организации информации в виде гипертекстового справочника;
  • скорость работы и получения необходимой информации (в том числе и в отсутствие преподавателя);
  • возможность интерактивного и дистанционного обучения
  • привлечение дополнительных материалов (в том числе графических и мультимедиа).

Создание такой ИОС будет способствовать формированию как профессиональных компетенций, так и ИКТ-компетентности учителей иностранного языка.

Вопрос:
Посещая уроки своих коллег, я вижу, какой восторг вызывают у учащихся задания, которые предполагают использование компьютера и интерактивной доски. К сожалению, сама я владею компьютером на уровне пользователя. Какие медиарсурсы я могла бы использовать на уроке, чтобы сделать обучение более эффективным?

Ответ:
Самая большая проблема, связанная с использованием компьютера и Интернет, заключается в недостаточной компьютерной грамотности учителей. Но для того, чтобы спланировать и провести эффективный урок с использованием ИКТ, достаточен уровень простого пользователя. Учителя должны помнить, что совсем необязательно планировать целый урок с использованием компьютера. Можно включать в урок небольшие задания для выполнения на компьютере, например:

  1. Написать рассказ на английском/ немецком языке, а затем набрать его на компьютере. Чтобы одноклассники могли его прочитать;
  2. В группах по трое обычно один печатает, а двое других предлагают идеи и проверяют правописание. (Необходимо помнить, что группы за компьютером более 4 человек становятся трудно управляемыми);
  3. Создавать текст на компьютере, вырезая, перемещая картинки, редактируя, копируя, осуществляя правки, используя электронные словари.
  4. Осуществлять проверку работ учащихся, присланных по электронной почте.
  5. Предлагать учащимся найти и исправить намеренно допущенные ошибки в тексте;
  6. Заполнить пропуски в тексте либо словами, либо глаголами в нужной форме;
  7. Создать собственный текст на основе нескольких текстов. (Например, написать решение о том, где проводить конференцию, изучив описание двух городов, услуг отелей, предложений председателя, отчета о прошлогодней конференции).

Использование презентаций
Все больше учителей сами разрабатывают дополнительный материал для использования на уроке ИЯ. Большинство предпочитают оформлять этот дополнительный материал в виде презентации PowerPoint для наглядной поддержки текстового материала.

Использование презентации, возможно, самый легкий способ применения ИКТ в классе. Изображения можно найти в Интернете, скопировать их и вставить в презентацию. Однако многие учителя допускают ошибки, сканируя целые страницы текста и предъявляя их через проектор, вместо того, чтобы пользоваться учебником. Такое использование ИКТ вряд ли делает обучение более эффективным (нарушаются нормы СанПин по величине шрифта и расположению на странице).

Любое использование ИКТ в классе приносит пользу только в том случае, если оно функционально. Например, показать картинки в режиме слайд-шоу (каждый слайд по 1 мин.), попросить учащихся составить рассказ, вспомнив все виденное или показать изучаемую лексику в режиме слайд-шоу и попросить учащихся перечислить слова или написать их.
Это также может быть картинка в дополнение к содержанию учебника по данной тематике, или представляющая тему под другим углом. Это может быть серия картинок, служащая для реконструкции события и устного рассказа или письменного изложения.

Например:

  1. Учитель: Мы будем читать рассказ, в котором перепутаны абзацы. Вам необходимо восстановить последовательность текста. Картинки на экране помогут вам это сделать. Посмотрите все на экран.
  2. Кто может сказать, о чем рассказ, судя по картинкам. Что вы видите на первой картинке? На следующей картинке? И.т.д.
  3. Теперь поставьте абзацы текста в правильной последовательности.
  4. А сейчас я покажу вам другие картинки, иллюстрирующие рассказ, и дам послушать звуки из рассказа. Определите, к какому эпизоду относится каждая картинка и звуковое сопровождение.
  5. А теперь вы видите на экране картинки к другому рассказу. В группах по 5 человек обсудите сюжет рассказа и напишите его. Слова под картинками помогут вам в этом.
  6. Дома напишите рассказ по сюжету, разработанному/ созданному вашей группой. Не забудьте использовать слова, написанные под картинками.

Задание с использованием презентации для проверки достижений учащихся можно представить в виде текста с пропущенными словами или фразами, которые учащиеся должны заполнить. Затем они обмениваются ответами и проводят взаимопроверку, а на доске в пропуске по щелчку появляется правильный ответ. Для большей мотивации, можно сначала вместо слов вывести на экран картинки, помогающие понять значение пропущенных слов. Вышеперечисленные задания являются примерами наиболее распространенного использования ИКТ учителями ИЯ. Однако создание подобных презентаций требует более высокого уровня владения компьютером, чем простой пользователь. Кроме того, подготовка урока без ИКТ занимает меньше времени, чем с ИКТ.

Вопрос: В магазинах можно найти большое количество обучающих программ. Не могли бы Вы подсказать, какие из них можно успешно использовать на уроках иностранного языка?

Ответ:
Существует несколько видов обучающих программ. Прежде всего программы по формированию навыков (лексических, грамматических) или умений в аудировании, чтении, письме. Как правило, такая программа тренирует только одно умение или навык, хотя в последнее время появились диски, которые включают разные упражнения, например, лексические и грамматические. Такие программы удобны для индивидуального использования.

Другим примером программного обеспечения является диск по подготовке к экзамену. Обычно он включает набор электронных тестов, которые сразу после выполнения показывают результат учащегося и объясняют особенности какой-то отдельной части или всего экзамена. Эти программы можно использовать тем, кто готовится к определенному типу экзамена (ГИА, ЕГЭ FCE, IELTS, TOEFFL).

Наиболее распространенным видом компьютерных дисков являются обучающие курсы, включающие определенные топики/темы (Travelling, Eating Out, Buying Tickets etc) и упражнения на отработку лексики, грамматики, чтения, письма и разговорной речи, которые рассчитаны на определенный уровень владения языком (Elementary, Intermediate, Upper?Intermediate). Некоторые из подобных программ включают также картинки, игры, глоссарий, аудиозаписи и видео фрагменты. Другие курсы включают преимущественно диалоги вместе с их аудиозаписью, лексические, грамматические и письменные игры и упражнения, имитацию ролевой игры, когда программа озвучивает определенные фразы, а учащийся должен отреагировать, вставив правильные фразы в ответ. К сожалению, их проблематично использовать в школе, так как они не всегда соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта и примерной программе, лексика отличается от той, что дана в учебнике, порядок изучения грамматических структур также отличается. Таким образом, такие обучающие компьютерные курсы входят в противоречие с учебником в области лексики, грамматики, по уровню сложности и последовательности изучения материала. Поэтому учителю приходится прилагать максимум усилий, чтобы выделить тот материал, который соответствовал бы требованиям программы.

Более приемлемым видом компьютерного обеспечения является мультимедийное приложение, специально созданное в поддержку конкретного учебника. Преимущества такого приложения не вызывают сомнения: они тренируют лексику и грамматику, соответствующую учебнику, они подходят учащимся по уровню владения языком, они не противоречат принципам построения УМК, а упражнения на диске дополняют упражнения в учебнике и рабочей тетради.

Многие учителя Тамбовской области с успехом применяют мультимедийное приложение к учебнику «Enjoy English» для 2?4 классов(Издательство «Титул»).
Главными целями приложения является формирование навыков аудирования и чтения с опорой на интерактивное аудирование. Другая цель? запоминание и тренировка лексики и некоторых грамматических структур.

Возможность применения

  1. Не требует дополнительных программ, запускается с компьютера.
  2. Может быть использована на компьютере, через проектор, на интерактивной доске и индивидуально дома. Программа достаточно универсальна.
  3. Не требует подключения к сети Интернет и не предусматривает ключа/пароля для активации.
  4. Может использоваться в локальной сети и отдельно на компьютере.
  5. Если вы хотите, чтобы учащиеся работали индивидуально на классных компьютерах, то нужен диск для каждого компьютера.

Содержание и особенности:

  1. Программа состоит из интерактивных упражнений, мультфильмов и содержит дополнительные задания для тренировки в дополнение к упражнениям учебника.
  2. В содержание входит видео, звуки, интерактивные картинки, интерактивные задания на аудирование, тесты и упражнения.
  3. Представлены ли интерактивные упражнения на аудирование, тесты.
  4. Программа преимущественно формирует навыки аудирования. Но есть задания на чтение, письмо, а также упражнения на закрепление фонетических и фонетических навыков.
  5. Заданий на проекты нет, так как они не предусмотрены учебником.
  6. Упражнения предполагают моментальную обратную связь, поэтому ее можно использовать самостоятельно. Кроме того, можно прослушать тексты столько раз, сколько понадобится для правильного выполнения задания. Если задание сделано правильно. Ученик получает зрительную награду (короткий мультфильм).

Подводя итог, можно сказать, что существует много способов использовать ИКТ на уроке, начиная с информации из Интернета до готовых компьютерных программ. При этом, главное для учителя ? это продумать, насколько использование ИКТ сделает урок эффективнее. Поможет ли сэкономить время на уроке? Послужит ли повышению мотивации учащихся? Сделает ли это процесс обучения интересным и радостным? Послужит ли расширению границ учебника? Если ответ на все вопросы будет «Да», можете с успехом применять выбранные Вами мультимедийное приложение или диск.

Вопрос:
Я не могу не согласиться, что использовать компьютер или ноутбук при обучении иностранному языку необходимо, но заменить учителя ИКТ вряд ли сможет. Мне кажется, что у этой техники больше недостатков, чем достоинств. А Вы как считаете?

Ответ:
У разных людей отношение к компьютеру и Интернет варьируется от мнения, что за ними будущее в обучении языку, и до прямо противоположного, что компьютер и Интернет похож на «дорогого белого слона». Истина, скорее всего, лежит посередине. Нельзя отрицать большую роль компьютера при обучении на дому, дистанционном и самостоятельном изучении языка. Что касается использования компьютера на уроке, то у него есть как плюсы, так и минусы.

Основным недостатком применения ИКТ является снижение непосредственного влияния личности учителя, возможность живого общения друг с другом и невозможность интеллектуального и эмоционального воздействия личности педагога на ученика, ведь педагогический процесс это не только обучение, но и формирование личности. Компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает.

Кроме того, дисплеи (в отличие от других ТСО) вpeдят здоровью, так как вызывают утомление, снижают зрение, что может привести к близорукости (самой трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстом), также при работе с компьютером увеличивается нагрузка на костно-мышечную систему (человек, работающий за компьютером, пребывает в вынужденной неподвижной позе, что способствует нарушению осанки учащихся).

Психологи также отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону: человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается.

Но при всех недостатках, необходимо отметить преимущества использования ИКТ при обучении иностранному языку.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

- источник информации (частично или полностью заменяющей учителя и учебник);
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями
мультимедиа и телекоммуникации);
- тренажер;
- индивидуальное информационное пространство;
- средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки текстов и их хранения;
- текстовый редактор и графический редактор;
- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
- средство моделирования.

Функции о6ъекта обучения• компьютер выполняет при применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:
- игровых программ;
- компьютерных игр по сети;
- компьютерного видео.

Практика работы учителей школ области с ИКТ показала, что самый оптимальный вариант интегрировать их все более расширяющиеся возможности в рамки традиционного учебного процесса, в котором все же ИКТ не будут доминировать, а максимально обогатят потенциал интерактивного обучения в реальном учебном процессе. Степень интеграции, общую атмосферу преподавания и обучения предстоит еще определить в каждой конкретной ситуации обучения. Первые опыты дают положительные результаты. Сотрудники кафедры ГСЭД создали диск «Использование медиаресурсов в урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку». Данный диск представляет собой медиаресурс, включающий лучшие методические разработки уроков с применением ИКТ, выполненные учителями английского и немецкого языков г. Тамбова и области. Диск дает возможность учителям использовать представленные мультимедийные презентации, видеофрагменты, флэш-ролики, тренажеры на своих уроках и во внеурочных мероприятиях.

Обновлено ( 06.05.2014 10:52 )
 

Комментарии   

 
# Галина 25.10.2011 18:43
то, что ИКТ влияют на здоровье детей - это понятно, а вот какие здороьесберегаю щие технологии можно применить, используя ИКт на уроках ИЯ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Конина Ирина 05.12.2011 10:32
Уважаемая Галина,
Вы задали очень важный вопрос, ведь учитель в ответе за здоровье учащихся.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что необходимо строго соблюдать баланс времени, чередовать занятия на компьютере и традиционные методы обучения..
Во-вторых, если учитель готовит презентации сам, то ему необходимо придерживаться требований к ММП ( нейтральная цветовая гамма фона, оправданное использование эффектов анимации и звуковых эффектов, расположение на слайде не более пяти элементов, наименьший размер шрифта 24 пт.
В-третьих, есть специальные упражнения для разгрузки зрительного аппарата.
С уважением, Конина
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить