Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Интегративные курсы по предметам искусства в школе
Автор: Татьяна Федорова   
24.02.2011 13:57

Консультатнт рубрики: Тарасова Елена Геннадьевна, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОИПКРО, преподаватель спец. дисциплин ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Ключевые слова, отображающие контент консультации: искусство, художественное образование, интегративный курс по искусству, авторские методики интегративных курсов, интегративное обучение, авторская интегрированная программа по искусству.

Краткая аннотация контента
Консультация об интегративных курсах, которые с уверенностью можно назвать новым взглядом на обучение, воспитание и развитие детей. Они предполагают соединение двух или трех учебных предметов, взаимодополняющих друг друга, в единое целое. Вполне естественно, что интегративные курсы, в первую очередь, направлены на интегрированное обучение. Поскольку к настоящему времени реально разработанных и рекомендованных к внедрению в практику интегративных курсов по предметной области «Искусство» не существует, педагогам дана возможность создавать свои авторские проекты данных курсов. В консультации приводятся основные направления развития, разработанные для каждого возрастного периода, которые призваны помочь педагогам при создании авторских методик интегративных курсов.

Запрос на консультирование
В связи с модернизацией художественно-эстетического образования возникает необходимость введения интегративных курсов. Хотелось бы узнать: 1) Интегративный курс по предметам искусства в школе, что это такое? Есть ли принципиальные отличия интегрированного обучения, которое предполагают предметы искусства и интегративных курсов?; 2) С чего начать при разработке авторского интегративного курса? Каковы требования к авторским интегративным курсам? 3) Каковы основные направления развития интеграционного мышления учащихся в разном возрасте? Существуют ли авторские методики в преподавании интегративных курсов по искусству?

Автор:
Тарасова Е.Г., доцент кафедры ГСЭД ТОИПКРО, преподаватель спец. дисциплин ТОГОУ СПО «Педагогический колледж».

Цитируется по статье и авторскому курсу Савенковой Любови Григорьевны, доктора педагогических наук, профессора, зам. директора по науке ИХО РАО
http://vptk.narod.ru/seminar1/savenkova.html

Консультативный текст

1) Интегративный курс по предметам искусства в школе, что это такое?
Начнем с того, что следует различать два понятия:

  • Интегрированное обучение.
  • Интегративные курсы.

В основе интегрированного обучения на предметах образовательной области «Искусство» лежит взаимодействие педагогов гуманитарно-художественного цикла по определенным темам, направлениям работы, проектам, художественным событиям и др. Интегрированное обучение направлено на развитие творческого мышления и фантазии учащихся на формирование умения обобщать, анализировать информацию и знания, полученные из различных источников, в решении конкретной задачи (проблемы), воспитание стремления творчески выражать себя в какой-либо деятельности.

Педагогическими условиями интегрированного обучения являются:

  • выход за рамки одного искусства (одного предмета);
  • перенос акцента в обучении с восприятия на творческое проявление учащихся в деятельности;
  • включение в занятия развивающих творческих заданий;
  • взаимодействие с коллегами;
  • активные организационные формы учебных занятий;
  • связь с ближайшим окружением (природой, особенностями региона, его традициями, культурой, выдающимися людьми);
  • предметно-пространственный характер освоения искусства;
  • взаимодействие базового и дополнительного образования;
  • системность во внедрении интегрированного обучения.

Школьная практика показывает, что только системное внедрение интегрированного обучения позволяет любой школьный предмет превратить в развивающее обучение. Интеграция дает возможность перестраивать, расширять и углублять содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат на уроке как для ученика, так и для учителя.

Основанием для интеграции могут служить совместные усилия учителей по формированию общих учебных умений и навыков учащихся, общность изучаемых тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в программах. В любом случае, задача учителей, формирующих интеграционные блоки предметов, состоит в том, чтобы найти пути изменения (переработки) некоторых разделов содержания и структуры своих учебных дисциплин для объединения их в общий блок занятий (или специальный курс).

Интегративный курс предполагает соединение двух или трех учебных предметов, взаимодополняющих друг друга, в единое целое. Вполне естественно, что интегративные курсы, в первую очередь, направлены на интегрированное обучение со всеми вытекающими педагогическими условиями, перечисленными выше. Поскольку к настоящему времени реально разработанных и рекомендованных к внедрению в практику интегративных курсов не существует, педагогам дана возможность создавать свои авторские проекты данных курсов. Понятие «авторский курс» включает ряд положений:

  • опора на новейшие достижения в педагогической науке в рассматриваемой области;
  • формулировка целей и задач курса;
  • написание пояснительной записки, в которой:
  • раскрываются основные положения и развивающие направления развития ребенка с опорой на ученых-педагогов, работающих в данной сфере,
  • дается описание возрастных и психических особенностей возраста учащихся, на которых рассчитан данный курс,
  • вычленение направлений развития учащихся.
  • тематические занятия, опирающиеся на направления развития учащихся и задачи, предлагаемого задания;
  • развивающие творческие задания.
  • творческая самостоятельная практическая деятельность учащихся.

2) С чего начать при разработке авторского интегративного курса? Каковы требования к авторским интегративным курсам?

Интегративные курсы разрабатываются учителями, которые являются специалистами в какой-то одной области (например, ведут в школе уроки музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, литературы, истории). В этой связи выделим ряд тезисов.

1-й тезис. Вполне естественно, что в основе интегративного курса ведущим будет тот предмет, которым учитель владеет профессионально. Опираясь на этот предмет, выстраивается основная сюжетная линия. И это правильно, так как все виды искусства объединяют единые категории, такие как художественный образ, выразительность, художественная форма и др. Среди них можно вычленить три составляющие одинаково важные для любого искусства: ритм; мелодика (непрерывность линии, сюжета); структура (пространственная композиция, конструкция). Именно их освоение является главным в обучении на предметах искусства. В зависимости от возрастных особенностей детей технология и методика их освоения имеет свои особенности

2-й тезис. Интегративный курс это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие детей. Это, во-первых, изменение педагогического мировоззрения учителя, изменение его сознания. Во-вторых, это самообразование, самовоспитание, самосовершенствование педагога. В-третьих, это ориентация в обучении на развитие школьников, а не научение их определенным навыкам и умениям. Акцент в обучении на творческое проявление ученика, развитие его желания самостоятельно развивать в себе творца.

3-й тезис. В процессе обучения важен не осваиваемый предмет, а ученик, которого обучают, развивают, воспитывают на своем предмете. Поэтому при разработке интегративного курса следует опираться на психические особенности детей данного возраста, их интересы, их представления и предпочтения. В противном случае говорить о развивающем обучении не приходится.

4-й тезис. На любом занятии, уроке, внеклассном мероприятии важен положительный эмоциональный климат, установка на сотворчество, как педагога и учеников, так и учеников между собой.

Положительный эмоциональный настрой урока зависит, в первую очередь, от положительного настроя учителя. Важно с первых минут урока увлечь детей чем-то необычным, то есть начать урок не традиционным «Здравствуйте. Садитесь» и далее проверка домашнего задания, проводимая зачастую опросом нескольких учеников (что скучно и неинтересно), а например: неожиданным вопросом; оригинальной фразой; каким-то загадочным предметом, который оказался в шкафу; элементом оформлением кабинета; организацией конкурса; показом фильма; прослушиванием радио или телепередач, да мало ли чем можно увлечь класс с первых минут занятия.

Проверка домашнего задания так же происходит более эффективно, если в работе участвует весь класс. Этому помогают всевозможные карточки с заданиями, которые могут быть рассчитаны как на 1 ученика, так и на небольшие группы из 3-5 человек. Проверка выполненного осуществляется учащимися простым обменом карточек с решениями. Можно предложить оценить выполненное. Такая проверка пройдет значительно быстрее, чем опрос и задействует весь класс. Учителю только остается выставить оценки в журнал и расписаться в дневниках, так как отметку каждый ставит ту, что заработала группа.

А вот новый материал более эффективно и качественно усваивается, например, при внедрении технологии «мозговой атаки» или, по-другому, «мозгового штурма». Кратко эту технологию можно описать следующим образом. Учитель предлагает решить проблему, в основе которой лежит новый неизвестный материал. По-возможности желательно выслушать каждого о том, что он думает по этому поводу. Ответы и объяснения школьников не обсуждаются, а только выслушиваются всеми. Далее предлагается разделиться на небольшие группы по 5-6 человек, которые лучше формировать спонтанно, а не по желанию, а на счет 1, 2, 3, 4, 5. Первые будут первой группой, вторые – второй и т.д. Это позволяет научиться общаться с разными детьми, научает выслушивать друг друга. В группах обсуждается рассматриваемая проблема с учетом высказанных выступлений, после этого представитель каждой группы высказывает свое решение. Решения каждой группы, выслушиваются всеми и выбирается то, которое кажется наиболее верным. Если ни одно из предположений не будет верным, учитель предлагает послушать верное решение. Естественно, что все с интересом слушают, так они сами долго «мучались» над ее решением.

Чтобы новый материал оставался не только понятым, но и усвоенным, желательно предложить учащимся ряд творческих заданий (индивидуальных или коллективных), решение которых также можно дать выполнить в группах.

Для того чтобы материал был не только понят, усвоен, но и осмыслен и присвоен каждым учеником, следует предложить дома каждому придумать 1–2 творческих задания для всего класса по этой теме. Эти задания также с помощью карточек можно будет проверить на следующем занятии в группах и понять, кто из детей справился, а кто освоил тему не достаточно хорошо. Отметки товарищей скажут об этом красноречивее слов.

Предложенная технология интегрированного урока одна из многих. Их характер зависит от педагога. Это может быть диалог, который рождается в классе в ответ на какую-то реакцию детей, или неожиданный и интересный для всех вопрос. Так называемый, импровизированный диалог, желательно включать весь класс. Так же как и в первом случае, через обсуждение и принятие решения. Главное не забывать конечную цель урока и постепенно подвести к ней учащихся. Данная технология особенно актуальна на занятиях искусством, так как позволяет в процессе обсуждения сопоставлять, сравнивать, находить общее и различие в разных видах искусства. Это научает детей мыслить категориями искусства, на языке искусства и по поводу искусства. И если в школе учащиеся осваивают разные искусства, а не только принятые (музыку и изобразительное искусство) эффект от таких обсуждений будет наибольший.

5 тезис. Приобщение школьников к возможно большему количеству искусств только обогатит детскую душу и наполнит ее положительными эмоциями. Так как только с помощью искусства эмоционально-чувственная сфера ребенка развивается полноценно. Разве можно, например, предложить что-то лучшее, чем музыка для развития слуха. А для развития зрения, цветоразличения незаменимо изобразительное искусство. Искусство театра научает детей общаться друг с другом и с взрослыми, дает возможность понять другого, выражая его мысли, действия, поступки героя, которого он играет на сцене. Танец развивает грацию, красивую фигуру. Литература и поэзия обогащают речь и развивают литературный язык. Поэтому если какой-то из видов искусства не представлен в школе, дети недополучают необходимого материала для формирования их эмоционально-чувственной сферы, которая является главной в развитии творческого воображения – стержневой основы любого творчества.

«Личность принципиально невозможно сформировать прагматическим, нехудожественным учебным предметом. Потому что физика, математика, география или экология строятся на знании, которое по своей природе узко специфично, и, самое главное, знание совершенно безразлично к мировоззрению человека, к его чести и совести.

А личности важно понимание – убежденность в благонамеренности к ней других людей и природы, усмотрение своего места в мире как целом, в органической системе целой в человеке как целом. Все это есть реально в искусстве» (В.Г. Ражников. Новая профессия: детский арт-психолог. М., 2006. С. 63).

6 тезис. Опираясь на сказанное выше, структура интегрированного урока составляют три среды: интеллектуальная среда, художественная предметно-пространственная среда, среда общения и сотворчества. Упускать из поля зрения педагогики факт воздействия на ребенка среды тем более недопустимо, потому что, по признанию ученых, период детства наиболее чувствителен к воздействию среды: окружающей реальной и воображаемой, среды прошлого, настоящего и будущего. Проявлять себя активно в той среде, в которой он живет, в среде воображаемых образов для него так же естественно, как пить и есть.

Другим, важным для нас, является утверждение о том, что среда сама по себе интегрирована. С другой стороны, мы используем смысловое значение внутренней формы слова пространство как « про-странство-вать» , которое вмещает в себя протяженность, реально ощущаемую мерность или его образное представление через цветовое ощущение, через свет, звуки, мелодию, произношение слова, ощущение тишины, формы предмета, архитектурного пространства, природного ландшафта, то есть, всего того, что мы отождествляем с понятием среды. Поэтому пространство и среда для нас, является условиями освоения пространства в искусстве, жизни, природе, учебной деятельности.

7 тезис. Одним из важных педагогических условий развивающего обучения, как было указано выше, является перенос акцента на творческую деятельность учащихся. Для развития творческих способностей детей, их фантазии и воображения весь процесс обучения следует выстраивать таким образом, чтобы у учащихся одновременно были задействованы левое - логическое и правое – творческое полушария головного мозга. Для этого важно понять, что каждый ребенок воспринимает мир благодаря взаимодействию левого и правого полушарий. Из этого следует, что учителю на уроке следует таким образом вести процесс обучения, чтобы у школьника в процессе занятия были задействованы логическое и образное мышление, а предлагаемые задания должны содержать логическую информацию и ее творческую составляющую. Только в этом случае у детей будет развиваться равноценно логическое и творческое мышление. А это значит, что в решении любой задачи логическое и творческое мышление у детей будет работать в комплексе.

8 тезис. В основе интегративного курса должны лежать не задачи формирования умений и навыков по изучаемой теме, а направления развития ребенка, опираясь на которые выстраивается весь интегративный курс.

3) Каковы основные направления развития интеграционного мышления учащихся в разном возрасте?

В результате многолетних исследований лаборатории интеграции искусств Института художественного образования учеными выделены направления развития для каждого возрастного периода. Ниже даны направления развития, сформулированные Л.Г. Савенковой и Т.И. Суховой.

1-й класс
Развитие наблюдательности, интереса детей к разнообразию цвета и формы предметов в природе, в окружающей действительности (формы вещей, разнообразие звуков, запахов, цвета, жеста, движения, интонации).
Развитие ощущения пространства и себя внутри этого пространства.
Освоение конкретного, единичного в жизни и в искусстве: особенность предмета, слова, звука, жеста, цвета (в пространстве, в среде).
Развитие внутренней потребности самим привносить что-то свое, красивое в окружающую среду.
Знакомство с многообразием речи людей разных народов и континентов (отличие слов и букв родного языка, алфавит и письменность историческихэпох своей страны и языков разных народов в истории мира).
Динамика ритма, темпа, интонации, тембра тональности живого свободного разговора, чтения одного и того же художественного текста с живого голоса разными людьми.

2-й класс
Освоение таких взаимосвязанных явлений, как цвет и звук, цвет и интонация.
Развитие представлений о национальных видах искусства (фольклор, декоративно-прикладное искусство).
Формирование представлений о вымышленном и реальности. Сказка и мир.
Обращать внимание на то, как влияет климат на жизнь человека, его характер и привычки.
Развитие образного восприятия цветовой композиции: цвет и музыка, цвет и интонация, цвет и настроение.
Освоение разнообразия и своеобразия видов народного искусства: фольклор, декоративно-прикладное искусство, песенное и устное народное творчество, народный театр.
Освоение пространства как среды: все существует, развивается и живет в пространстве и среде (предмет в среде, скульптура и архитектура в среде и в пространстве, звук в среде, движение в среде, не ни в пространстве космоса, люди, народы в пространстве всей Земли).
Формирование интереса к архитектуре, связи архитектуры с окружающей природой, местным ландшафтом.
Воспитание способности поливыразительности живой разговорной речи собеседников.
Сенсорное насыщение живого разговорного и литературного слова цветом, светом, формой, линией, ароматом, мимикой и жестом, костюмом, маской, звуком и интонацией речи, созданием адекватной художественно-предметной среды.

3-й класс
Освоение пространственного и смыслового своеобразия расположения форм в природе и в жизни.
Формирование представлений о природной среде и населяющих ее людей.
Разнообразие природных форм, цвета, их зависимость от местного ландшафта и климата. Ритм и орнамент в природной среде (горы-леса-моря-реки-пустыни-равнины) и в искусстве (литература, музыка, декоративно-прикладное искусство, архитектура, живопись и др.).
Развитие способности различать разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств у разных народов и их зависимость от условий среды (декоративно-прикладное искусство, живопись, архитектура, скульптура, музыка, литература, поэзия).
Формирование представлений об освоении людьми ближайшего пространства. Зависимость жизни народов от окружающей природы, климата.
Умение видеть и замечать разнообразие архитектуры, одежды, разнообразие привычек и характеров людей.
Представление о происхождении живых разговорных слов, их введение их в народный и литературный обиход.
Сенсорное насыщение разнообразных словесных форм и видов фольклора, мифов родного и других языков, самобытное единство чувств в народных обрядах или праздниках.
Воспитание восприимчивости к мечте, заложенной в литературных произведениях о небе, о Солнце, о звездах, о необыкновенных путешествиях и героях, о чудесном рождении и добывании огня.

4-й класс
Формирование интереса к различным видам народного искусства у разных народов. Осмысление художественной значимости и ценности народного искусства в жизни человека и его среде (декоративно-прикладного искусства, танца, песни, фольклора, народного театра, устного творчества: преданий, былин).
Развитие представлений о зависимости народного искусства от особенностей местности, климата, культурного своеобразия и национальных традиций скульптурной памяти народа»).
Освоение пространственной среды человеком в народном творчестве (народной архитектуре, устном творчестве, преданиях, сказочных фантастических превращениях). Выражение исторического времени в искусстве через среду.
Развитие стремления к самостоятельному поиску в искусстве, решению творческой задачи в создании композиции.
Развитие умения устного живого слова — общение в топонимике своего региона, поиск предположений о происхождении тех или иных названий сел, городов, рек, звезд.
Окружение учащихся множеством видимых и невидимых пересекающихся между собой, но разных по характеру природных, искусственно созданных, художественных, литературных пространств.
Формирование представлений о том, что художественная книга разных видов и жанров порождает самобытность характеров, которые создают своеобразную стройность литературного произведения.

5-й класс
Знакомство с нравами, привычками, нравственными устоями, национальными и религиозными традициями, своеобразием ландшафта, климатическими особенностями местности разных народов и этнических групп. Природа человеку - человек природе:
Формирование целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства; смысловая и образная связь во всем народном искусстве. Природа-искусство-развитие общества.
Развитие понятий: человек и среда. Предметная среда как особое пространство каждого человека.
Осмысление взаимосвязи: материал-форма-цвет-практическая значимость вещи (предмета).
Освоение живой разговорной речи как один из способов общения детей и взрослых по поводу своих творческих увлечений, наблюдений за природой, создания и восприятия искусства.
Осознанный перевод наблюдений, чувств, переживаний детей в письменный текст; индивидуальное прочтение литературных текстов: неоднозначность суждений интерпретаций смысла (формирование вкуса).

6-й класс
Формирование представлений о стремлении человека привносить свои идеи в окружающее пространство. Человек-природа-архитектура предметное пространство. Освоение жизни на Земле. Окружающий мир, природа, космос.
Освоение разных земных и внеземных пространств России и других стран, а Вселенной, космоса на основе литературных художественных описаний в исторических хрониках, путешествиях, приключениях, фантастических описаниях, в мифах разных народов. Жизнь текста как художественной организации.
Развитие представлений о пространстве как среде общения, творения искусства, быта, работы, отдыха и др. Предмет как часть определенной (конкретной) среды: предмет в интерьере (слово в литературном произведении, интонация в музыке, движение в танце), шрифт в плакате, декоративный элемент в орнаменте, знак в художественном тексте.
Формирование представлений об окружающем мире и его освоении Человеком. Освоение человеком Вселенной в разные периоды жизни на Земле.
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Предмет, форма и цвет в пространстве. Разнообразие архитектурных форм и их зависимость от местного ландшафта национальных традиций.
Представление о с мысловом и стилевом единстве элементов композиции.
Освоение исторических изменений и развитие живого языка в определенной социоприродной и этнической среде, знакомой ребенку.
Интерес как к своей, так и к родословной, «почвенной» жизни (П.Флоренский) реальных людей, семей, писателей и поэтов.

7-й класс
Развитие представлений о гармонии и красоте как вечном в природе. Пространство космоса, его бесконечность. Отражение космических мотивов в искусстве. Биоструктура, биоархитектура. Природные закономерности пространства в практике искусства. Пространственные взаимоотношения предметов, элементов внутри формы.
Творческое воплощение мотивов природы в искусстве. Единство функции и формы в природе, в жизни и в искусстве. Внешняя и внутренняя форма в архитектуре.
Представление о цвете в природе и декоративном искусстве.
Развитие словесности от живого языка (устные формы творения) к письменным его видам - от рукописи с отчетливо выраженной индивидуальностью к книгопечатанью. Роль почерка в жизни человека и, например, эволюция разных почерков.
Развитие чувства художественного слова в процессе перевода на другой язык как способ более тонкого проникновения в духовный мир поэта или писателя.
Перевод художественного слова на языки других искусств - в картины, музыку, танец, кино, театральные спектакли; гармония слова с другими искусствами.

8-й класс
Осмысление пространственного образа разных видов искус­ства: архитектурное пространство, пространство скульптуры, театра, живописи, литературного произведения, музыкальное пространство. Зависимость формы, композиции, характера произведения от решае­мого пространственного образа.
Время в искусстве и осмысление исторического пространства: человек-среда-искусство. Искусство как средство усовершенствования мира.
Самовыражение в искусстве (живопись, скульптура, дизайн музыка, литература, движение) по мотивам других искусств.
Особенности народного живого языка в разных вмещающих ландшафтах (Л.Н. Гумилев).
Изучение творчества писателей и поэтов разных исторических эпох в рамках определенной социоприродной и этнической среды, уровня развития языка, в связи с историческими узами с другими народами.
Метафоричность, аллегоричность, афористичность живого и литературного слова.
Личность в искусстве и искусство в личности. Эпоха, время, искусство и история человечества.

9-й класс
Представление о взаимосвязи эпохи и искусства: стиль, характер, время, человек в разных искусствах.
Освоение связи времен в искусстве: пространство прошлого, настоящего, будущего, космическое. Взаимоотношение человека с природой, искусством, предметно-пространственным окружением, средой.
Представление о социальной роли искусства в жизни человека. Зависимость разных видов искусства друг от друга, от времени и социального развития общества.
Композиция-цвет-форма-пространство как важные составляющие любого вида искусства.
Живое устное звучание поэзии и поэтической прозы - особенное условие их жизни.
Чувство драматичности судьбы поэта или писателя. Интерпретация смыслов поэтического слова на основе восприятия полифоничности художественно-образной ткани произведения; Контекст создания.
Собственный художественный перевод образной канвы чужестранного поэтического слова с другого языка.
Чувство единства поэтического слова с живым голосом, пластикой тела, природной и художественной средой.

10-й класс
Вечные формы в пространстве. Архитектурное пространство: геометрия пространства, экология пространства, цвет и свет в пространстве, предметы в пространстве.
Самостоятельное решение задач цвета, формы, пространства, композиции на плоскости и в пространстве на выражение конкретного образа интерьера: взаимосвязь элементов, предметов, контраста и нюанса (формы и цвета).
Графический дизайн, каллиграфия.
Народный живой язык - одно из условий творческого литературного процесса.
Анализ литературного произведения с опорой на запечатления в слове жеста и мимики, движения, звука, формы, цвета, аромата, пространства, света, ритма при помощи которых в разных соотношениях писатель создает уникальные художественные образы.
Развитие интереса к критической литературной мысли, к литературной полемике.
Чувство индивидуальности художественного воображения к духовности конкретного писателя или поэта.
Индивидуальная литературная фантазия в определенном стиле.

11-й класс
Осмысление понятий: человек - часть и центр природы и искусства. Понимание задач духовного развития человека, богатства его внутреннего мира, стремления к самосовершенствованию.
Самостоятельная характеристика произведения пространствен­ного искусства с точки зрения социально-культурных, культурно-исторических, общечеловеческих и духовных ценностей.
Решение пространственного образа среды в истории развития искусства.
Значение художественно-организованной среды в процессе восприятия любого вида искусства.
Самостоятельные эскизно-проектные работы по созданию художественной предметно-пространственной среды в связи с интересами конкретного человека или назначения. Обоснование проекта перед аудиторией.
Живое устное и литературное слово как фактор духовного общения между народами.
Интегративная основа разного типа художественное и литературных образов в России на пути ее исторического развития.
Указанные направления носят общий характер. В зависимости от видов искусства в интегративном курсе могут выделяться специальные направления, позволяющие формировать необходимые направления развития школьников, опираясь на возрастные особенности, психологию возраста, интересы, представления и предпочтения детей.

Существуют ли авторские методики в преподавании интегративных курсов по искусству?

Развивающие интегрированные технологии предполагают «максимум содержательного учебного материала в легкой развлекательной форме» (В.Г. Ражников), увлекательной и доступной возрасту форме. Среди интегрированных технологий можно выделить:

Цикл занятий, объединенных одной сквозной темой (характерно для младшего школьного возраста), предполагает активное взаимодействие базового и дополнительного образования. Объединяющим началом организации таких блоков является тематика. Такие занятия занимают обычно одну или две четверти в году. На этих занятиях учащиеся осваивают и познают культуру страны (изобразительное искусство, музыку, театр), обряды, обычаи, архитектуру, природу, климат, народную и современную одежду, художественные предпочтения народа, их игры, традиционные церемонии, художественную литературу, знакомятся с историей страны и ее развитием, ролью народа в мировой истории и культуре. Следует отметить, что это знакомство осуществляется не столько через чтение художественной литературы, слушание музыки, визуальные наблюдения, сколько через творческие, самостоятельные исследования детей (часто с участием родителей): музыкальные и поэтические импровизации; театральные режиссерские постановки своими силами; создание карты страны и путешествия по ней; устраивание игр-соревнований между группами или классами; организацию выступлений и художественных событий.

Уроки-путешествия (характерно для младшего и среднего школьного возраста), предполагает продуманные маршруты по карте, по книге, по стране, по картине, музею, фильму, периоду истории, морскому дну и т.д. Поэтапное проживание маршрута каждым учеником в коллективном путешествии, которое может длиться 1 урок или блок уроков следующих друг за другом. Возможно объединение классной и внеклассной работы. Уроки-путешествия предполагают активную работу воображения, так как связаны не с реальными, а заочными путешествиями. Поскольку педагогическая практика часто сопряжена не столько с процессом передачи знаний от учителя к ученику (наиболее традиционному и устоявшемуся методу обучения), сколько с фактом общего развития детей (владение разнообразными источниками информации, развитием их образного мышления, фантазиии, интуиции, импровизации), уроки – путешествия служат одним из условий реализации этого развития. Они позволяют активно включать в занятия игровые моменты, планировать нестандартные ситуации, способствуют вовлечению в процесс творческого, заинтересованного обучения возможно большего количества детей.

Технология путешествий позволяет осмысливать вместе с детьми возникающие проблемы, ситуации, накапливать опыт из разных областей в решении одной конкретной цели, поставленной в самом начале путешествия. Все действия коллектива детей подчинены достижению этой цели. Важно также подчеркнуть, что в данном случае работа движется не от простого - к сложному, не от частного - к общему, а наоборот. И именно это позволяет развивать образное мышление детей, дает возможность совершать открытия, добиваться самостоятельно осмысливать происходящее. Следует сказать, что главным является единая цель, направленная на решение множества возникающих перед всем коллективом задач (проблем).

Индивидуальные и коллективные исследования (для среднего и старшего школьного возраста) – важен характер исследования, продумывание этапов, исследовательских операций, работу с источниками и разнородной информацией.

Уроки-события по каким-либо проблемам. Главная отличительная черта – импровизационные диалоги, обсуждения, индивидуальное и коллективное творчество, рождаемое на данном событии.

Творческий проект (младшие, средние и старшие школьники). В зависимости от возрастных особенностей проект может быть индивидуальным и коллективным – результатом работы над проектом является творческий продукт (индивидуальный и коллективный). Технологий описания творческого проекта достаточно в учебно-методической литературе, поэтому не будем на ней останавливаться отдельно.

Музейная педагогика. Работа с музеем в общеобразовательной школе, находящейся в крупном мегаполисе, таком как Москва, на наш взгляд, является наиболее актуальной и значимой с позиций регионального образования. Музей дает великолепную возможность осваивать и изучать произведения искусства, образцы истории, этнографии в подлинниках. Не использовать преимущество Москвы в данном случае в школе просто неразумно.

В первую очередь, работа с музеями предполагает большую подготовительную деятельность, как педагога, так и учащихся. Важно нацелить школьников на объект изучения и наблюдения. Во вторых, необходима основательная работа по закреплению увиденного и услышанного в процессе экскурсии. В третьих, музейная педагогика в целом должна быть нацелена на системную работу с музеями. Так как единичные экскурсии не дают возможности раскрытия всей полноты экспонатов, хранящихся в музеях.
Социо-игровой метод – театральные технологии на уроке.

Этот метод предполагает, выражаясь словами одного из авторов этого метода, В.М. Букатова, «охват вариативности игрового действия» и «функции в игре». Эта методика (технология) вносит, по его мнению, «в устойчивость урока стихию алогического становления, необходимую для осуществления «живой становщейся реальности». То есть она позволяет «выдумывать детали, «оживляющие» учебное задание, «подхлестывать и интриговать» учащихся в процессе урока для активизации их деятельности и заинтересованности в работе, проводить, так называемые «игро-дидактические импровизации», используя перечень «игровой комбинаторики и список вариативности основных игровых действий», разрабатываемый в Институте художественного образования (А.П.Ершовой, В.М. Букатовым). Список вариативности основных игровых действий включает в себя: 1. Опережение, соревнование, обгон. 2. Передача эстафеты. 3. Преследование. 4. Подбрасывание, подпрыгивание. 5. Вытеснение, изгнание. 6. Нарушение целостности или устойчивого равновесия. 7. Сбивание, сваливание. 8. Преодоление препятствия. 9. Распределение, выбор пары. 10. Бросание жребия. 11. Поиск, угадывание. 12. Имитация действия. 13. Сохранение целостности или стойчивого равновесия. 14. Движение по заданной траектории. 15. Кружение, верчение; 16. Движение по сложной траектории. (В.М. Букатова Педагогические таинства дидактических игр / Уч. пособие. М.: Флинта, 1997)

Художественное событие – Это словосочестание не следует рассматривать, как синоним слов: «праздник», «спектакль», «представление». Это особый жанр завершения процесса длительного освоения какой-либо темы, цикла уроков, объединенных одной сквозной темой, проектной деятельности, цикла экскурсий, блоков занятий по музейной педагогике, уроков-путешествий, серии интегрированных уроков по разным предметам по одной изучаемой теме и др. К художественному событию активно готовятся все: учащиеся, педагоги, родители. Сообща создается сценарий проведения события, разрабатываются эскизы оформления того помещения, где планируется проводить художественное событие, создаются элементы его украшения, цветовое оформление. При необходимости изготавливаются костюмы и многое другое. Главное условие – все должно делаться самостоятельно. Если планируется какие-то отдельные выступления, то они готовятся каждым выступающим самостоятельно или при содружестве с педагогом (в тайне от остальных). Если проект события создается коллективно, то коллективно и обсуждаются его детали. Для наибольшей организации выбирается специальный режиссерский коллектив, который разрабатывает сценарий действия, развернутый план подготовки того или иного мероприятия и тщательно следит за его выполнением.

Все представления, показы, игры, индивидуальные выступления школьников, должны быть подчинены той теме длительного коллективного исследования, которое велось непосредственно теми школьниками, которые заняты в организации и проведении художественного события. Это значит, что все участники события должны быть хорошо осведомлены о происходящем и могли бы активно включаться в организованную «игру».

Участники художественного события должны быть всегда готовы к тому, что от них в какой-то момент потребуется включение в действие и они могли бы свободно импровизировать на любую тему, продолжить или изменить ход ведения представления.

Художественное событие также должно быть желанным и обязательно (по своей сути) радостным, нести положительный резонанс в жизнь каждого ученика. Ничего не должно сковывать действия детей, каждый участник художественного события должен чувствовать свою причастность к происходящему, а не быть сторонним наблюдателем происходящего. Поэтому художественное событие лучше и эффективнее происходит только в том коллективе, который готовил это мероприятие. Тогда включения каждого ученика в общее действо происходит естественно, без напряжения. Художественное событие обязательно должно проходить при активном сотворчестве с педагогом или коллективом тех педагогов, которые в процессе подготовки к событию были включены непосредственно в этап проведения предыдущих занятий и, также как и учащиеся, прожили тот отрезок рабочего времени по изучению и освоению общей темы.

Подводя итог, можно утверждать, что интегрированный подход к процессу освоения искусства необходимо рассматривать как целостный процесс, который требует специальной подготовки педагога и который предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии учащихся. В результате такого сложного процесса, в сознании учащегося происходит перенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов художественного мышления и рождение нового индивидуального образа. Тем самым происходит познание, осознание, осмысление и переосмысление происходящего.

Для общеобразовательных детских учреждений рассматриваемое направление в освоении искусства важно и со стороны общего экологического подхода к процессу обучения. Образовательные школы, к сожалению, связывают свои главные задачи с преподаванием, накоплением знаний, и сведений, формированием определенных умений и навыков. При этом совершенно не готовят детей к жизни, к применению этих знаний на практике.

Как показывает реальная практика, интегрированный подход носит естественный характер постепенного вхождения ребенка в творческий процесс, так как опирается на природную предрасположенность каждого понимать, чувствовать и проявлять свои способности в разных искусствах. Важна именно нацеленность занятий искусством на заботу о развитии культуры эмоций, умения управлять своими чувствами, понимать и чувствовать товарища, другого человека. Обучить культуре без искусства невозможно, ее можно воспитать, пробудив потребность в творчестве, в стремлении совершенствовать себя, обучив мыслить, понимать и осознавать явления, развивая способность индивидуализировать получаемую информацию и передавать ее другому человеку, взаимосвязывать явления между собой, находить общие моменты.

Литература:

  • Букатова В.М., Педагогические таинства дидактических игр / Уч. пособие. М.: Флинта, 1997.
  • Ражников В.Г., Новая профессия: детский арт-психолог. М., 2006. С. 63.
Обновлено ( 06.07.2011 10:32 )
 

Комментарии   

 
# prophorjarlmo1979 20.03.2016 14:23
Какие великолепные слова Много полезного взял к себе на ресурс poll-up.ru
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# gourcorama1970 22.03.2016 17:38
Молодчинка, мне понравилось! Много интересной информации cpnal.ru
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ulciawatchca1984 22.03.2016 18:53
Буду знать, благодарю за информацию. Много полезного взял к себе на ресурс cpnal.ru
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# clicditycon1980 23.03.2016 10:24
Я могу проконсультиров ать Вас по этому вопросу. Вместе мы сможем найти решение. Оцените пожалуйста nakrutka-konkursov.ru этот сайт, я старался!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# complilmaden1981 24.03.2016 19:53
Да, действительно. Я присоединяюсь ко всему выше сказанному. Давайте обсудим этот вопрос. Здесь или в PM. Информацию взял к себе calls-online.ru/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# tuopulkade1974 29.03.2016 11:08
В этом что-то есть. Понятно, спасибо за помощь в этом вопросе. Информацию взял к себе buy-accs.ru/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# vilotemis1989 30.03.2016 16:35
Как прикажете понимать? Процитировал вас на моем сайте soc-ip.ru
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# fulpostbode1984 20.04.2016 04:08
Эта информация верна Рад был показать свой сайт seo-yes.ru
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# rocolsati1980 19.11.2016 07:00
ути-пути Скопировал часть инфы к себе pr-vip.ru на сайт
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Кон Анима 25.10.2019 13:16
Об искусстве, посмотрите на новый онлайн конкурс Кон Анима!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ncobmh 12.03.2021 00:34
tadalafil generique - goodrx tadalafil tadalafil cost tadalafiltbs.com/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Bhfxjx 15.03.2021 14:22
cheap term papers - term papers help cheap thesis binding
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ljbpim 16.03.2021 06:47
Rkpwlq - virviaga.com/ buy viagra idaho
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ujktky 25.03.2021 00:11
Cvgggs - cialis price Nmkwjy eynvvp
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Bphpwp 25.03.2021 19:49
Hpkyix - furosempi.com Atwzwn mqycms
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
 
 
# Xqkkkg 28.03.2021 15:41
Kurxte - rx pharmacy online Amnhol sxeefh
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Agaijl 31.03.2021 04:17
Bboyzb - vkdilqvt Rncnqa iinfyx
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Rxuoeb 01.04.2021 19:24
Oyxsxh - can you buy sildenafil over the counter Yfyehr yhxanv
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Osgjtx 03.04.2021 09:12
Lksmns - is homework necessary essay Yfqrie aeddih
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Mtzqyo 04.04.2021 15:28
Rzccmh - does finasteride 5mg regrow hair Nkixfh xaordf
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Bvkfhc 05.04.2021 18:06
Jqszwf - viagra composition Iedhhy undlhd
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Pspcig 07.04.2021 02:29
Cnznvd - para que sirve finasteride 1mg Yiqocz ajgmkl
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Vhmzya 11.04.2021 18:29
Cajhko - solve my math problem Besznr uepwxn
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jcjjas 13.04.2021 19:32
Uzxhti - furosemide 100 mg Yrhbvb mqxtqq
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Yzncgx 15.04.2021 03:16
Xprpsc - cheap generic vardenafil Vpenxq ludeec
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Lgwtsn 18.04.2021 00:08
Ybfngo - tadacip india price Sawqrs yqymix
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ralbuq 19.04.2021 05:13
Duvwhk - super avanafil 200 Xdilok kvybra
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ooizwd 21.04.2021 01:40
tadacip 10 mg price - buy tadacip 20 mg without prescription buy tadacip
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Arpwik 22.04.2021 06:03
celebrex 200 mg tablets - buy brand name celebrex celebrex 200 mg over the counter
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Tazarn 23.04.2021 05:13
order stromectol - price of ivermectin liquid ivermectin 2mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Lxghaa 24.04.2021 12:55
nexium 20 mg pill - nexium sale price nexium over the counter canada
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Tgquez 25.04.2021 17:31
deltasone for sale - prednisone 20mg order online prednisone canadian
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Skqdbi 26.04.2021 13:51
sildenafil drug - viagra professional review viagra soft tablets
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Pjsknb 27.04.2021 23:35
viagra 800mg - comprar viagra barcelona how to buy viagra usa
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ebyhot 29.04.2021 01:51
buy lyrica 150 mg - lyrica 450 mg lyrica discount
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Wzquvp 30.04.2021 02:03
buying nexium in mexico - nexium online zofran 8mg price in india
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Hejnbn 01.05.2021 08:24
ivermectin 50 mg - ivermectin 1%cream cost of ivermectin cream
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Tpvwrc 02.05.2021 11:17
how much does ivermectin cost - stromectol 3 mg ivermectin 6mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Afebnv 03.05.2021 14:00
4mg ondansetron - zofran cheap generic ondansetron over the counter
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Pylcwo 07.05.2021 15:37
stromectol xl - ivermectin 0.5% brand name ivermectin 1 cream 45gm
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Hgrmer 09.05.2021 23:48
generic stromectol for humans - ivermectin 12 mg ivermectin for humans for sale
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Lfaaau 12.05.2021 09:45
clopidogrel price in india - clopidogrel plavix buy plavix 75 mg uk
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Tunsdx 14.05.2021 12:27
ed dm pill - do all water pills cause ed ed pills as seen on shrk tank
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Rvyfjk 16.05.2021 15:44
is there a pill to cause ed - male dysfunction pills shark tank ed pill episode
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Erykgs 20.05.2021 14:15
viagra generico online - comprar viagra sin receta donde comprar viagra sin receta
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Vwnopm 22.05.2021 11:24
bactrim tablet india - bactrim 80mg 400mg bactrim 40 mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Qocjen 24.05.2021 13:10
best tadalafil brand in india - cialis professional generico can you buy cialis over the counter in south africa
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Wptort 26.05.2021 16:58
average cost cialis 20mg - cialis super active 500 pills 250.00 tadalafil 5mg online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Hcjnus 30.05.2021 05:46
cheapest levothyroxine prices - 75 mg levothyroxine without prescription buy synthroid india
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Zriuua 01.06.2021 09:34
amoxicillin price - amoxil 500mg amoxicillin pill
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Lpicld 03.06.2021 07:38
canada vardenafil online pharmacy - cost of vardenafil vardenafil 20mg online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Lbijms 05.06.2021 00:30
nila vardenafil generic - buy vardenafil online pharmacy generic vardenafil prices
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Mczxcs 06.06.2021 23:58
canadian pharmacy no rx - walmart pharmacy canadian online pharmacy reviews
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Clhoyn 08.06.2021 13:25
purchase generic cialis - canada cialis no prescription cialis 5mg price uk
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Pdvlic 11.06.2021 01:33
cheap canadian viagra pills - viagra super force sildenafil 220
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Nluxku 12.06.2021 11:05
order levitra - vardenafil side effects vardenafil drug
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dnvrjt 14.06.2021 11:14
vardenafil tablets 20 mg - vardenafil drug generic vardenafil uk
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Wusdzt 16.06.2021 13:22
buy stromectol usa - stromectol online buy stromectol 6mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Btozbe 18.06.2021 07:26
buy viagra online usa - viagra 100mg in canada where to get sildenafil online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ihqnfg 20.06.2021 00:29
pharmacy online track order - tadalafil without prescription canada tadalafil daily online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Frsuvv 22.06.2021 00:30
indian prednisone without prescription - prednisone 8 pills 3000mg prednisone
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Gbyjew 24.06.2021 02:06
buy vardenafil canada - vardenafil reviews men cost of vardenafil
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Lxoeme 26.06.2021 00:49
lyrica tablet cost - lyrica 25 mg price lyrica 300 mg price in india
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Xtkhfu 28.06.2021 05:31
zithromax generic - zithromax 500mg pills azithromycin zithromax
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Lhyabz 01.07.2021 21:53
ivermectin 50mg/ml - stromectol generic name ivermectin 6mg online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Frodxh 03.07.2021 03:04
non generic viagra - best canadian pharmacy generic viagra viagra generic in mexico
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Emvcme 05.07.2021 02:15
lasix 500 mg - doxycycline australia cost doxycycline cheap uk
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Qynoli 07.07.2021 02:03
buy priligy 30mg - cheap tadalafil 5 mg usa pharmacy
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Gmfkhw 08.07.2021 06:08
fda approved over the counter ed pills - generic ed pills ed pills that really work
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Brfioi 09.07.2021 18:29
50 mg prednisone canada pharmacy - prednisone 30 mg daily prednisone 30g
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Unfwro 11.07.2021 09:48
provigil for sale - modafinil addiction modafinil interactions
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Mupazc 12.07.2021 19:47
accutane medication cost - accutane 5 mg online accutane 40003395956
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Yjaykl 13.07.2021 19:05
buy amoxicillin 500 mg online - buy amoxil online amoxicillin sleep
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Cmchsr 14.07.2021 18:23
vardenafil 5 mg - vardenafil cena buy vardenafil 20mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Mmzvki 15.07.2021 20:57
ivermectin 3mg pill - ivermectin lotion cost ivermectina online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Bdqvut 17.07.2021 19:13
stromectol 3 mg tablet - ivermectin 1mg ivermectin price comparison
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Gthzrh 19.07.2021 19:59
lyrica pills 75 mg - my canadian pharmacy review canadian pharmacy discount code
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jxncyd 20.07.2021 19:58
amoxicillin for sale uk - generic name of amoxil buy amoxil online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Vylicf 22.07.2021 00:14
buy viagra us pharmacy - viagra without a prescription sildenafil 150mg online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Lclopj 23.07.2021 03:19
tadalafil online order - economy pharmacy cost of cialis 20mg in canada
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Cmrbdz 24.07.2021 07:39
stromectol for humans - stromectol cost ivermectin 3 mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Qajzgt 25.07.2021 08:22
buy prednisone 10mg - prednisone 20mg online 1 mg prednisone cost
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Uyrtcf 29.07.2021 01:57
zithromax for sale uk - zithromax over the counter buy azithromycin
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Oxljpc 01.08.2021 23:47
buy clomid online - clomid buy purchase clomiphene
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jajoog 04.08.2021 15:38
viagra 50 mg coupon - viagra 10 mg tablet sildenafil for sale india
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Cabehj 06.08.2021 20:59
online pharmacy worldwide shipping - cialis professional best online pharmacy tadalafil
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Kgttoj 08.08.2021 11:33
ivermectin order online - ivermectin us ivermectin 3 mg tabs
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Neutes 11.08.2021 12:44
hims ed pills - top ed pills the best ed pills
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Mxoxqt 12.08.2021 22:16
prednisone rx - prednisone 5mg over the counter prednisone cost
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Bgaphz 14.08.2021 09:48
viagra best brand - sildenafil 100mg canada sildenafil citrate uk
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Frlfdf 16.08.2021 02:23
online cialis order - procialisp.com cialis 50 mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Kyspox 22.08.2021 10:15
cheap albuterol - ventolin inhalers ventolin generic price
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Hcstww 23.08.2021 20:24
cytotec canada over the counter - cytotec tablets uk 800 mcg cytotec
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Shiezj 25.08.2021 07:15
cheapest doxycycline without prescrtiption - doxycycline south africa where can you buy doxycycline
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Xhjdit 26.08.2021 18:07
neurontin generic - buy neurontin 100 mg where to get synthroid
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Wdduyh 28.08.2021 08:18
genuine viagra australia - viagra mexico order sildenafil online usa
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Uroxjh 30.08.2021 19:16
vardenafil nebenwirkungen - vardenafil 40 mg best price vardenafil online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Aedrdy 01.09.2021 08:34
stromectol price - ivermectin over the counter canada
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Mvtbov 02.09.2021 09:48
prednisone canada prices - deltasone 10 mg tablets buy prednisone 20mg online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dagcex 03.09.2021 16:13
accutane over the counter canada - where to buy accutane online accutane 20mg capsules
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Bxsgwt 05.09.2021 04:39
buy amoxicilin online - amoxil online buy amoxicillin 500 mg india
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Dapngw 06.09.2021 10:29
medrol drug - lyrica 25mg price average cost of lyrica
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Xqgfpz 07.09.2021 14:18
buy an essay online - custom essay meister buying a term paper
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Uyyknp 08.09.2021 22:24
brand viagra 50mg online - Viagra original pfizer order sildenafil price 50 mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Yknyih 12.09.2021 15:49
ivermectine online - ivermectin tablet price stromectol tablets for humans
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Sbyklb 13.09.2021 17:41
can i buy prednisone online - prednisone 2.5mg tab buy prednisone tablets online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Hdonyi 14.09.2021 22:53
furosemide 25 mg tablet - buy lasix online canada generic furosemide
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Poqmxu 16.09.2021 04:11
can i buy ventolin over the counter in usa - topventoli ventolin for sale
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Qngbzj 17.09.2021 09:30
cytotec where to buy online - buy cytotec in singapore cheap cytotec pills online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Nkgmmq 18.09.2021 17:58
cheap doxycycline tablets - prednisolone 0.5 450mg prednisolone
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Qqiqxq 20.09.2021 01:37
buy ivermectin 3mg - ivermectin for covid 19 ivermectin 5 mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Caizzy 21.09.2021 05:33
ivermectin 200mg - cost for ivermectin 3mg buy stromectol online
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Bvdflq 22.09.2021 11:34
buy sildenafil online - sildenafil alternative generic sildenafil 100mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Boyltf 23.09.2021 17:56
tadalafil generique - generic tadalafil 20mg tadalafil 5 mg
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Jctgkk 24.09.2021 22:13
where to buy accutane in canada - accutane 20 mg online how can i get accutane
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить