Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Организация эффективной подготовки учащихся к ГИА по иностранным языкам
Автор: Татьяна Федорова   
24.02.2011 11:18

Консультант рубрики: Донецкая Н.Б., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОИПКРО.

Ключевые слова: ГИА, ЕГЭ, кодификатор, спецификация КИМ, демоверсия, степень сформированности коммуникативной компетенции, стандарты нового поколения, базовый и повышенный уровни, аудирование, стратегии чтения, неформальное письмо, монолог, диалогическая речь.

Проблема: каким образом наиболее эффективно подготовить учащихся 9х классов к государственной итоговой аттестации по иностранному языку, принимая во внимание новые подходы к содержанию образования и новые требования к уровню владения языком.

Вопрос: Работая только по учебникам, достаточно сложно эффективно подготовить учащихся к такому сложному экзамену. На что следует обратить внимание в первую очередь, с Вашей точки зрения?

Ответ: Мне кажется, что многим учителям очень хорошо известна методика и технологии подготовки к письменной части экзамена – различным видам аудирования, чтения, а также заданиям на словообразование, раскрытие скобок. Сложно, но возможно подготовить обучающихся и к написанию неформального письма – современные учебники включают такие задания при изучении разных тем, например, “NewMillenniumEnglish”, “EnjoyEnglish”, “Spotlight” и другие. Труднее подготовить к говорению, вернее, его диалогической части. Во- первых, контроля говорения уже несколько лет нет в ЕГЭ и учителя несколько отвыкли от этого, во-вторых, диалог в IX классах и диалог в XI классах отличаются по видам. Не секрет, что не все учителя уделяют достаточно внимания именно диалогической речи – это гораздо сложнее, так как ситуативность и реактивность, присущие диалогу, вызывают трудности не только у учеников, но и у учителей. Но ведь в реальной жизни, нам больше присущ диалог, чем монолог, поэтому, необходимо самому учителю разработать ряд ситуаций на говорение по следующим темам:

1. (Межличностные) взаимоотношения в семье.
2. (Межличностные) взаимоотношения с друзьями и в школе
3. Внешность и характеристики человека
4. Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение кино /театра, дискотеки, кафе).
5. Молодежная мода
6. Покупки. Карманные деньги
7. Переписка
8. Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены
9. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка
10. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности
11. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи)
12. Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру
13. Путешествие по странам изучаемого языка и по России
14. Технический прогресс
15. Глобальные проблемы современности
16. Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет)
17. Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни.

Можно также использовать готовые пособия для подготовки к международным экзаменам уровня KET(KeyEnglishTest), которые включают готовые задания на монологическую и диалогическую речь. Я бы также посоветовала при проведении зачетов по устной речи обязательно включать ситуативные диалоги по пройденным темам. Хочу предложить вашему вниманию несколько карточек, которые я использую в 8 классе для контроля диалогической речи.

Work with your partner. Imagine that you want to organise an end-of-year party at school. Together, plan the party and decide on the following:
  • number of people to invite;
  • where to hold the party;
  • when to hold the party;
  • the dress code;
  • food and drink;
  • entertainment (music, games, etc.);
  • how long the party is going to be;
  • how to inform people about it;
  • how to decorate the room;

 

You want to join a dance group in the local community centre. Talk to the dance teacher in the club and find out what you should do to join the group. Your partner will play the role of the dance teacher. Now read the information below.
Student A
Student
Age 15 next month
Abilities play the guitar
feel the rhythm
good at imitating movements
Experience practised jive and rock ‘n’ roll with a
friend two years ago
Attitude eager to train a lot
love to dance
Dreams to join the dance club
to learn to dance modern disco
dances
to take part in a dancing competition (and win the main prize if possible)
Ask about type of dances taught
time and place of lessons
clothes to wear at lessons
price of the lessons
A student wants to join a dance group in the local community centre. You are a dance teacher. Talk to him/her, ask questions and give the necessary information. Now read the information below.
Student B
Dance Teacher
Course classical dances like waltz, tango
modern dances like rap, hip hop
preparation for a dance
competition
Mon., Wed., Fri., 5-6 p.m.
?30 a month
Requirements age - over 15
clothes - training costume and
light sports shoes
experience - none
other - punctuality
Ask about experience in dancing
musical interests
physical fitness and sports
practice
ability to play musical
instruments
reason for joining the dance
group

Сравните эти задания с заданиями ГИА в демоверсии 2011 года. На мой взгляд, в них много общего, и если учащиеся делают подобные диалоги а уроке, для них не проблема сделать подобный диалог, который является по сути ролевой игрой.

Student Card
Task 2 (2 – 3 minutes)
You are staying in London with a group of other students. You would like to buy a
book about London for your parents. They are interested in architecture. You can
spend only ?10 for the book.
Before making a decision ask the shop assistant about
? what books about London they have
? whether the books have information about architecture of the city
? the price
You begin the conversation. The teacher will play the part of the shop assistant.
Remember to:
? be active and polite
? ask questions and find out all the information you need
? decide which book you will buy

Вопрос: А как много времени дается на выполнение всей письменной части работы и ее отдельных частей?
Ответ: Всего на выполнение первых четырёх разделов экзаменационной работы отводится 90 мин (1,5 часа).
Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов:
Раздел 1 (задания по аудированию) — 20 мин.
Раздел 2 (задания по чтению) —20 мин.
Раздел 3 (задания по грамматике и лексике) — 20 мин.
Раздел 4 (задание по письму) — 30 мин.
Если говорить об устной части экзамена, то время устного ответа составляет 6 минут на одного отвечающего, а время подготовки к устному ответу: 8–10 минут.

Вопрос: Чем, на Ваш взгляд, ГИА сходно с ЕГЭ и в чем их различия?

Ответ: Во-первых, и ГИА и ЕГЭ являются государственными экзаменационными работами, назначение которых – объективно оценить уровень языковой подготовки по иностранному языку выпускников IX-XI классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации (коммуникативные умения выпускников в аудировании, чтении, письме и говорении, лексико-грамматические навыки). Результаты экзамена могут быть использованы при приёме учащихся в профильные классы средней (полной) школы в IX классах и для поступления в ВУЗы по окончании XI класса.

Второе сходство – это содержание экзаменационной работы, которое определяется на основе стандарта основного общего образования по иностранному языку и примерных программ по иностранным языкам. При разработке КИМ также учитываются: Общеевропейские компетенции владения иностранным языком.

Экзаменационная работа в обоих случаях включает письменную и устную часть, а письменная часть состоит из аудирования, чтения, контроля владения лексикой и грамматикой и письма. Кроме того, и в ГИА и в ЕГЭ реализуются единые подходы к оцениванию продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности, что обеспечивает преемственность в подготовке учащихся к итоговой аттестации и системе оценивания их достижений.

Различия же между этими двумя экзаменами заключаются:

1. в уровнях сложности заданий ( ГИА включает два уровня сложности – базовый и повышенный, а ЕГЭ - три, базовый, повышенный и высокий

2. в количестве и видах заданий (по два задания на каждый вид деятельности за исключением письма в ГИА, и по три задания в экзаменационной работе ЕГЭ, в том числе два задания по письму) Задания ЕГЭ включают множественный выбор, в то время, как задания ГИА такого задания не предполагают.

3. Главное отличие – ГИА включает устную часть, состоящую из заданий на монологическую и диалогическую речь, что отсутствует в ЕГЭ. С моей точки зрения, это не совсем логично, так как развитие языковой компетенции не прекращается после IX класса, а, наоборот, приобретает еще более важное значение. И если мы не будем проверять то, что заложено в стандартах и программах, ЕГЭ теряет свою комплексность.

Таким образом, экзаменационные работы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений и контрольно-измерительные материалы ЕГЭ отличаются целями проведения, некоторыми проверяемыми элементами содержания, количеством и уровнями сложности заданий, временем выполнения работы, что обусловлено различным содержанием обучения

Вопрос: Какие дополнительные пособия Вы бы порекомендовали учителям и учащимся для подготовки к ГИА?

Ответ: Во-первых, обратите внимание на задания в формате ГИА, которые присутствуют в учебниках, по которым Вы работаете с учащимися на уроках. Это аудирование с установлением соответствия и аудирование с выбором ответа из ряда предложенных. При чтении, Вы, конечно, выполняете с учащимися задания на чтение с пониманием общего содержания (установление соответствия), с полным пониманием (True/False)Практически нет заданий, включающих фразу ‘Notsaid’. Это можно потренировать, взяв тесты уровня KET.

При выполнении заданий на лексику и грамматику, которые включают раскрытие скобок и словообразование, найдите подобные упражнения в Ваших учебниках и обратите на них особое внимание учащихся.Напомните учащимся стратегии выполнения заданий: сначала надо понять общее содержание текста и определить, в каком времени он написан, а затем, определить, какую часть речи необходимо образовать от данного слова.

Что касается дополнительной литературы для подготовки к экзамену, то я рекомендую использовать пособия, разработанные учителями области с учетом требований ЕГЭ, а также серию ExamSkillsиздательства Macmillan, которая состоит из 4 книг и предлагает тренировочные задания по всем видам речевой деятельности. Но при этом, я бы рекомендовала помнить, что пособие Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку (автор М.В. Вербицкая и др., издательства Макмиллан) отличается по видам заданий и по уровню сложности, поэтому его нельзя целиком использовать на занятиях.

Рекомендуемая литература:

  • Нехорошева А.В Учебно-методическое пособие «ЕГЭ на отлично» (говорение и использование лексики и грамматики), 2008
  • Донецкая Н.Б. Тестовые задания по разделу “Use of English”, ТОИПКРО, 2008
  • Excellent Exam Writing», ТОИПКРО, 2009
  • «Excellent Exam Reading», ТОИПКРО, 2005, под редакцией В.Г. Куликова
  • Соловова ‘Методика обучения иностранным языкам’ Базовый курс лекций. ?М.: Просвещение, 2005
  • ‘KET Practice Tests Plus’ изд. Лонгман 2003
  • ‘PET Testbuilder’ изд. Макмиллан, 2005
  • ‘Grammar and Vocabulary Pre-Intermediate to Intermediate’, Вербицкая и др. изд. Макмиллан, 2009
  • ‘Ready for PET’, изд. Макмиллан 2005
  • ‘PET Tests Plus’, изд. Лонгман 2005
  • ‘PET Tests Plus 2’, изд. Лонгман 2007
  • ‘KET Testbuilder’ изд. Макмиллан, 2005
  • Статистика и анализ результатов Единого государственного экзамена Тамбовской области в 2009 году, Английский язык, ТОИПКРО, 2009
Обновлено ( 24.02.2011 11:45 )
 

Комментарии   

 
# check this link right here now 09.10.2019 01:48
Blockbuster As Needed is Hit's streaming choice for movies you rent using
their internet site. With this service, you can enjoy
movies right now by picking from the checklist of available titles that allow this
choice.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить