Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся по математике в современном образовательном пространстве
Автор: Лариса Мягкоход   
08.12.2010 16:36

Консультация для педагогов

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: оценка, оценивание, система оценивания, рейтинговая система оценивания, формы образовательной деятельности, процесс обучения, оценка качества знаний.

Краткая аннотация контента консультации.

Консультация по вопросу использования рейтинговой системы оценивания знаний учащихся по математике в современном образовательном пространстве.

 

Запрос на консультирование

У меня возникает трудность в использовании рейтинговой системы оценивания качества знаний учащихся. От своих коллег я слышала о преимуществах рейтинговой системы оценивания знаний по предмету. Какова  технология применения рейтинговой системы оценивания качества знаний учащихся на уроках математики?

Консультативный текст

Да, действительно рейтинговая система оценивания находит большое применение в оценивании качества знаний учащихся. В последнее время для учителей и учащихся главным является проблема повышения качества образования, которая  напрямую связана с оценкой учебных достижений. Для повышения качества обучения немаловажное значение имеет такое качество педагога как умение грамотно выбирать и применять формы и методы педагогического контроля.

В основном, в педагогической практике используется количественная оценочная шкала, которая соответствует отметке и предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад.

Количественная оценочная шкала не может в полной мере  оценить то качество знаний, которое требуется для учащихся в соответствии с ФГОС нового поколения.

При количественной оценочной шкале возможны ошибки оценивания:

• «великодушия» («снисходительности») — завышение оценок;

• «центральной тенденции» — стремление избежать крайностей;

• «ореола» — предвзятость личного отношения;

• «инерции» («близости») — сверка с предыдущими оценками;

• «репутации» — разные оценки за одинаковые ответы;

• «контраста» — субъективное ранжирование определ?нных качеств;

• «логики» — оценивание поведения как уч?бы.

В отличии от количественной оценочной шкалы рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, организации самостоятельной научно – исследовательской работы.

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход  позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения  на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Преимуществом рейтинговой системы оценивания знаний учащихся является то, что она позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии: дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная  и систематическая оценка результатов труда ученика в  точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический  рассказ,  работа  с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг.

Рейтинговая система оценивания знаний позволяет:

  • создать максимально комфортную среду обучения и воспитания;
  • перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность;
  • в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной;
  • преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возрастает, что, разумеется приведет  к повышению качества знаний.

Рассмотрим этапы внедрения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся:

1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.

3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал.

4.Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.

5.Перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.

Рейтинговая оценочная шкала:

Критерии(показатель)

Кол-во баллов

1.Посещение уроков

0,5 баллов

2.Ведение тетради

1 балл

3.Работа на уроке

до 10 баллов

4.Решение задач

до 10 баллов

5.Сообщение

5 – 10 баллов

6.Реферат (исследовательская работа)

30 – 50 баллов

7.Практическая работа

до 10 баллов

8.Контрольная работа

до 30 баллов

9.Зачет письменный (теория)

15 – 20 баллов

10. Зачет устный

20 – 25 баллов

11. Домашняя работа

5 – 10 баллов

12. Творческий рейтинг (наглядные пособия)

5 - 10 баллов

 

13. Анализ статьи

10 баллов

14.  Конспект

10 баллов

 

Например, рассмотрим  рейтинговую шкалу по теме: «Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число» составленную по программе и учебнику математики И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.

На изучение темы отводится 7 учебных часов.

Критерии(показатель)

Кол-во баллов

1.Посещение уроков

0,5 баллов

всего 3,5 балла

2.Ведение тетради

1 балл

всего 7 баллов

3.Работа на уроке zithromax price

до 10 баллов

4.Решение задач

3-10 баллов

5.Сообщение

5 баллов

6.КСО, работа в группах

до 10 баллов

7.Контрольная работа

до 30 баллов

8.Наглядные пособия, кроссворды, выпуск газет(творческий рейтинг)

15 – 20 баллов

9. Домашняя работа

5 – 10 баллов

Всего максимально

95 баллов

 

Количество баллов зависит от сложности заданий.

Итого за тему обучающийся может набрать максимальную сумму 95 баллов, 85%-100% (81-95 баллов) соответствует оценке «отлично». Учащиеся, имеющие 71% - 85% (61-80 баллов) максимальной суммы получают «хорошо», а  70% - 56% (53-60 баллов) - «удовлетворительно».

Для учащихся с высоким уровнем познавательной активности применяется самооценивание при решении задач и выполнении домашних письменных заданий.

Этапы введения процедуры самооценки:

• совместная разработка учителем и учениками ч?тких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

• создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;

• обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;

• сопоставление и выводы об эффективности работы;

• составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с уч?том полученных результатов.

При разработке оценочной шкалы для организации самооценки рекомендуется применять следующие виды рейтинга:

- стартовый - это определение начального уровня знаний;

- дисциплинарный – включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;

- текущий – включает оценку работы ученика на уроках;

- творческий  - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время (составляет 10% от общей суммы баллов).

Ученики, набравшие 86 – 100% от максимальной суммы баллов за год освобождаются от итоговой рейтинговой работы и экзамена по предмету. Учащиеся знают об этом, таким образом, повышается мотивация учащихся к усвоению знаний, умений и навыков, повышается качество знаний.

Сравнивая традиционную и рейтинговую системы оценивания учащихся, приходим к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся стимулирует ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.

 

Литература:

1.  УМК И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. Математика, 5 класс. М. 2009г

2. М.В.Калужская "Внедрение рейтингов в старшей школе". М. "Справочник заместителя директора школы". 2008 г.

3.  А.К.Колеченко «Энциклопедия педагогических технологий», Санкт – Петербург, 2005

4. А. М..Кондаков «Концепция федеральных образовательных стандартовобщего образования» М..Просвещение 2008 год

5. Стрюков Т.А. "Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний     учащихся" // Педагогика №6 1995

6.  Сравнительная роль оценки учителя и самоконтроля школьников в формировании мотивации учебной деятельности.— В кн.: Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Москва, с. 103.

7.  Э. Стоунс. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984.

8.   В.М. Полонский. Оценка знаний школьников. - М.: Знание, 1981.Оценка без отметки. /Миндарова В.А., Романеева М.П., Суховерша Л.А. и др.//под ред. Г.А. Цукерман. - М. - Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 1999

Интернет-ресурсы:

9.    http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id

10.  http://festival.1september.ru

11.  http://www.zankov.ru/archive/article=74/

12.  http://www.likt590.ru/resources/material/ozenka.pdf

13.   http://www.lib.ua-ru.net

Обновлено ( 24.09.2013 09:35 )
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить