Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Консультация для педагогов по разработке интегрированных заданий для оценки качества знаний в свете современных требований
Автор: Лариса Мягкоход   
29.10.2010 14:13

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: интеграция, универсальные учебные действия, мониторинг, оценка качества знаний

Краткая аннотация контента консультации.

Консультация по вопросу разработки интегрированных заданий и использованию их для оценки качества знаний в образовательном процессе.

 

Запрос на консультирование

Анализ заданий контрольно-измерительного материала при проведении аттестационных процедур учащихся (единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация выпускников основных школ в новой форме, аккредитация, мониторинговые исследования и т.д.) позволяет сделать вывод об увеличении заданий интегрированного характера.

В связи с этим у меня возникла необходимость в разработке интегрированных заданий для проведения промежуточного, тематического и другого вида контроля на своих уроках в разных классах. Как правильно разработать такие задания, чтобы они действительно способствовали формированию у учащихся единой картины мира?

Консультативный текст

Да, действительно, залогом успеха сегодня уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

В связи с этим одной из целей обучения согласно концепции стандартов нового поколения является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Кроме этого, основными принципами построения образовательного процесса являются сбалансированность и интеграция содержания образования. В связи с этим современные требования к оценке качества обучения требуют от учителя освоения методов построения интегрированных заданий и использования их в образовательном процессе.

С чего же начать разработку таких заданий?

1. Выбрать предметы, в рамках которых будут разрабатываться интегрированные задания. Это могут быть задания, проверяющие как естественнонаучную грамотность, так и задания, устанавливающие взаимосвязь предметов естественнонаучного цикла с гуманитарными.

Интегрированным или комплексным может быть названо задание, требующее всесторонней характеристики объекта (природной зоны, отдельных природных ресурсов, явлений, процессов, видов производства и т.д.) на основе применения знаний из нескольких предметов.

2. Выявить «узловые» моменты сопряжения предметов, используя имеющийся программный материал и составить матрицу. Например,

 

Физика

Общие темы изучения

Химия

Строение вещества

Атомы, молекулы.

Движение и взаимодействие молекул

Предмет химии. Вещества. Превращения веществ

Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живой организм. Воздухоплавание.

 

 

 

Состав воздуха.

Плотность воздуха.

Сжатие воздуха.

Применение сжатого воздуха.

Охрана атмосферного воздуха.

Чистые вещества и смеси. Воздух.

 

Тема

Предмет

«Точки пересечения»

Индивид и личность

Общество

Литература

Направленность личности

«Песнь про купца Калашникова», Н.А.Некрасов «Русские женщины: княгиня Трубецкая»: особенности личности

Становление личности

Общество

Возраст и становление личности

Возраст. Половое созревание

Литература

«Ромео и Джульетта»: возрастные особенности психики

 

3. Выбрать тип задания. Это может быть тестовое задание различного вида:

- выбор одного правильного ответа

1. Укажите правильное объяснение постановки  запятой или  её отсутствия  в предложении:

В  картине «Боярыня  Морозова»  Суриков  запечатлел  трагический эпизод  русской  истории ( ) и несокрушимой духовной силе национального характера придал осязаемые черты.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)  Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4)  Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

 

Читать дальше ...

 

Информационные источники

  1. Аванесов В.С. Основы педагогической теории измерений //Педагогические Измерения, т.1, №1, 2004. С.15-21
  2. Ярошенко Н.Г. Концептуальные подходы и основные этапы формирования второго поколения государственных образовательных стандартов СПО. Среднее профессиональное образование. - 2002. -№1
  3. Рекомендации  по оцениванию выполнения заданий  демонстрационного варианта  международного теста PISA . 2009
  4. Девис П. Суперсила (Поиски единой теории природы): Пер. с англ./Под ред и с предисл. Лейкина Е.М. – М.:Мир, 1989.
  5. Кокин А.В. Концепция современного естествознания. –М.ПРИОР,1998.
  6. Курвина А.В. Дидактические условия реализации интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников / А.В.Курвина // Известия Петербургского университета путей сообщения: сборник. Вып 1. – СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2005. – С. 181–188.
  7. http://home.ptd.net./~swenger/
  8. Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Консультант:

Черникова С.В. – доцент кафедры преподавания дисциплин естественно-научного цикла

 

Обновлено ( 24.09.2013 09:31 )
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить