Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Особенности и технологии работы с одаренными детьми
Автор: Лариса Мягкоход   
07.07.2010 14:47

Консультант рубрики: Донецкая Н.Б., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОИПКРО.

 

Ключевые слова: личностно- ориентированный подход, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса, определяющий фактор, ИКТ технологии,  индивидуальные образовательные траектории.

Проблема: определить способы выявления талантливых детей и наиболее эффективные технологии работы с ними для полного раскрытия их потенциала.

Вопрос:

Когда приходишь в класс, сразу  выделяешь одного или нескольких учащихся, которые отличаются от других по интеллекту, способностям, уровню усвоения материала.  Каких же  детей мы называем одаренными и как это  правильно определить?

Ответ:

На мой взгляд, все дети от рождения талантливы, вернее в каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий  потенциал, и во многом от педагога зависит, каким станет этот ребенок, насколько разовьются его способности и талант. Счастье, если встречаются талантливый ученик и талантливый педагог. В этом тандеме выигрывают оба - ученик, получивший возможность совершенствовать свои способности, и учитель, который поднимая ученика, поднимается сам. Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает.

Согласно же Комитету по образованию США, одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества».

Вопрос:

Но ведь не всегда и не все ученики раскрываются сразу?

Ответ: Да, Вы  абсолютно правы. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности, конкретные академические способности; творческие или продуктивные способности, лидерские способности, психомоторные способности. Основной идеей работы с одаренными детьми  является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, с целью создания благоприятных условий для реализации их творческого потенциала.    Мы исходим из того, что потенциальная одаренность по отношению  к  разным  видам деятельности присуща многим, а актуальную одаренность проявляет  незначительная часть детей.  Задачей  школы, следовательно,  является, во-первых, выявление  одаренных детей, причем эта работа происходит в процессе всех видов деятельности  в  школе  и  вне школы; во-вторых, развитие и обучение их.

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Е.И. Щебланова выделяет семь диагностических этапов:

  1. Номинация (называние); имена кандидатов в одаренные;
  2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
  3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
  4. Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
  5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
  6. Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
  7. Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

Вопрос:

С какого возраста, на Ваш взгляд,   лучше начинать работать с одаренными детьми?

Ответ:

В настоящее время и родители, и  педагоги,   и руководители ОУ понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с раннего детства. Родители организуют дошкольное и внешкольное воспитание и развитие ребенка. Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка в учебном учреждении. Многие педагоги используют для этого инновационную педагогическую технологию   «Портфолио» — это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.

Кроме того, успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Технологиям работы с одаренными детьми необходимо учиться. Для этого проводятся  обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми, повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию, а также создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика

Вопрос:

Из каких составляющих складывается  работа с одаренными учащимися? Ведь это дело не только учителя?

Ответ:

Да, Вы абсолютно правы. В данном вопросе существует несколько составляющих. Для школы это:

  • выявление   одаренных и талантливых детей;
  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

Во-вторых, это помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Имеется в виду:

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение
    и воспитание;
  • включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению  предметов школьной программы;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

В- третьих, контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников, то есть

  • тематический контроль знаний в рамках учебной и внеучебной деятельности;
  • контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Также очень важным моментом является поощрение одаренных детей. Это может быть:

  • Публикация в СМИ;
  • Премия администрации   ОУ «Ученик года»;
  • Увеличение каникулярного времени;
  • Стенд «Лучшие ученики школы»;
  • Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета и региона;

Включение родителей в процесс развития их ребенка  также является важным фактором. Эта работа включает:

  • Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
  • Совместную практическую деятельность одаренного ребенка и родителей;
  • Поддержку и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета и региона;

Кроме того, важным фактором является взаимодействие ОУ с  другими  структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности  ребенка.

Вопрос:

Какие формы и методы, на Ваш взгляд,  лучше использовать при работе   с одаренными детьми?

Ответ:

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для работы с одаренными учащимися на уроке рекомендуется использование разных вариантов   учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам.

Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д. Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета), Различных видов исследовательской работы.

Что касается форм и методов внеурочной работы, то  широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.   Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход,  применяя  разные  методы  работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие мероприятия:

  • проведение олимпиад по иностранным языкам;
  • научно-практические конференции;
  • система факультативных и кружковых занятий ;
  • летняя школа для одаренных детей;
  • проведение творческих конкурсов совместно с вузами.

Вопрос:

Каким образом  можно использовать современные информационно-коммуникационные технологии при работе с одаренными детьми и какие иные ресурсы можно задействовать?

Ответ:

При работе с одаренными учащимися педагоги, как правило, используют массу дополнительного материала. Это пособия по зарубежной литературе, страноведению, чтению, аудированию, грамматике, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ и международного уровней. Они помогают сформировать все виды компетенций, необходимых для  успешного развития личности. В настоящее время активно используются  ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.

Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна. Это:

  • извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка;
  • тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции;
  • знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран, что необходимо для избежания культурного шока;
  • участие в телекоммуникационных проектах (групповых и индивидуальных) с целью социализации в поликультурном обществе;
  • участие в он-лайн конференциях и других мероприятиях с целью социализации и сопоставления своего опыта с опытом других участников;
  • участие в он-лайн тестах и олимпиадах, что позволяет учащемуся проверить свои достижения без лишних затрат и ставит учащихся с различной степенью материальной обеспеченности в равное положение с учащимися из крупных городов;
  • разработка и оформление учебных и исследовательских проектов для участия в конференциях различного уровня;
  • внеурочная деятельность, где учащиеся могут развивать свои способности и углублять знания, а также тренировать и совершенствовать навыки владения языком. Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.

Таким образом, современные компьютерные технологии вносят весомый вклад в развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся.

Вопрос:

Какие кружки и факультативы Вы бы посоветовали организовать для одаренных учащихся?

Ответ:

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции.

Следовательно, факультативы и кружки по страноведению, зарубежной литературе, переводу, деловому иностранному языку, основам этикета, культуроведению являются необходимой составляющей работы с одаренными детьми. Так как предмет «Иностранный язык» является междпреметным,  такие занятия будут способствовать развитию интеллектуального потенциала учащихся, охватывая все предметные области.

Вопрос:

Как Вы относитесь к идее вовлечения учащихся в работу над телекоммуникационными проектами?

Ответ:

Только положительно. Телекоммуникационные образовательные проекты сочетают творческую и познавательную деятельность школьников, активно способствуют их самостоятельной работе. Это, прежде всего, обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и личных целей. Проект выступает как пространство поиска и творчества, как среда, стимулирующая творческое развитие ребенка. Важной стороной является то, что телекоммуникационные проекты по сути своей всегда межпредметны: решение проблемы, которая заложена в каком либо проекте, всегда требует интегрированных знаний. В настоящее время, подобный вид работы чрезвычайно популярен и дает отличные результаты.

Вопрос: Какие пособия Вы бы посоветовали использовать при подготовке учащихся к подобного рода  испытаниям помимо учебников для того, чтобы сделать эту работу более увлекательной?

Ответ: В настоящее время существует множество приемов, помогающих учителю разнообразить работу по различным видам речевой деятельности. Например, недавно в издательстве Макмилан вышла целая серия Exam Skills for Russia: Reading and Writing,  Listening and Speaking, Grammar and Vocabulary. Они дают возможность применять новые приемы и разнообразить работу на уроке и вне урока. Кроме того, вышли серии пособий с интерактивными дисками, с помощью которых учащиеся смогут тренировать и проверять свой уровень владения языком. Вышли аудиокниги по чтению для разных уровней и новые издания по грамматике, также с интерактивными дисками. Используя их, вы поможете учащимся и превратите процесс обучения в более занимательный т результативный.

 

Если Вы хотите узнать больше об интересных формах и приемах работы с одаренными детьми, советую Вам воспользоваться следующей литературой.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко Теория обучения иностранным языкам М. АЙРИС ПРЕСС, 2004
  2. Е.Н.Соловова  Методика обучения иностранным языкам Базовый курс лекций. ?М.: Просвещение, 2005
  3. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по ИЯ на современном этапе развития школы сборник научных трудов под ред.  Н.Д. Гальсковой М.,1989
  4. Victoria Oschepkova, Kevin McNicolas  Guide to Country Studies Part 1, Macmillan 2006
  5. Victoria Oschepkova, Kevin McNicolas  Guide to Country Studies Part 2, Macmillan 2007
  6. Longman Integrated Skills Series Boost (Reading, Writing, Listening, Speaking, Grammar  Starter?6) Pearson/Longman 2007
  7. New Grammar Time, Levels  1?6, ) Pearson/Longman 2007
  8. Exam Skills for Russia \учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: говорение и аудирование, Малколм Манн, Стив Тейлор?Ноулз, Елена Клековкина, изд. Макмиллан, 2009.
  9. Exam Skills for Russia \учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: чтение и письмо, Малколм Манн, Стив Тейлор?Ноулз, Елена Клековкина, изд. Макмиллан, 2009
  10. Малколм.  Exam Skills for Russia \учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: грамматика и лексика, Малколм Манн, Стив Тейлор?Ноулз, Елена Клековкина, изд. Макмиллан, 2009
  11. Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ, Мария Вербицкая, Малколм Манн, Стив Тейлор?Ноулз,
Обновлено ( 07.07.2010 14:51 )
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить