Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Использование технологии языкового портфолио для развития рефлексии учащихся
Автор: Лариса Мягкоход   
06.07.2010 14:27

Консультант рубрики: Конина Ирина Анатольевна, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации:

Языковой портфолио, рефлексивная самооценка, динамика уровня владения языками, автономия учащегося, языковой паспорт, языковая биография, досье, анкеты, опросники, контрольные листы самооценки, оценочные листы, оценочные таблицы, графики динамики, рейтинговая оценка, критериальная оценка

Краткая аннотация контента консультации

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. Использование языкового портфеля как средства рефлексивного обучения/овладения ИЯ обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании с понятия «обучение ИЯ» на понятие «изучение ИЯ и культуры», то есть непосредственно на самостоятельную учебную деятельность учащегося.

Запрос на консультировании

Я работаю учителем английского языка 7 лет. Неоднократно слышала о технологии

«языковой портфолио», который используется учителями для мотивации и оценки языковой компетенции учащихся, а также для развития у учащихся навыков самооценки. Не могли бы Вы рассказать подробнее об этой технологии?

Консультативный текст

Контроль знаний — это один из важных и ответственных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. В русле общего процесса модернизации российского образования стоит вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности. Одна из причин: многие функции оценки работают слабо или не реализуются совсем.

С другой стороны, слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности – одна из причин отставания школьников в учении. Отсутствие навыков самооценивания является, также, препятствием в формировании у них способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстроменяющемся мире.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку. Одним из важных преимуществ ЯП по сравнению, в частности, со стандартизированными тестами, которые дают «разовую» оценку, является возможность для учащегося самостоятельно проследить в ЯП динамику уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени и отразить своеобразную биографию своего языкового и речевого развития. ЯП позволяет учащемуся в процессе самостоятельной работы над языком благодаря рефлексивной самооценке «заглянуть в себя» и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении языка и культуры, раскрыть и показать свои способности в овладении и использовании изучаемого языка за счет возможности представить реальные результаты и личностные продукты своей коммуникативной и учебной деятельности.

Использование языкового портфеля как средства рефлексивного обучения/овладения ИЯ обусловлено общей тенденцией перенесения акцента в языковом образовании с понятия «обучение ИЯ» на понятие «изучение ИЯ и культуры», то есть непосредственно на самостоятельную учебную деятельность учащегося. При этом ЯП рассматривается как своеобразное «зеркало» этого процесса, в котором за счет рефлексивной самооценки учащегося отражаются основные аспекты его учебной деятельности по овладению ИЯ, и таким образом создаются условия для формирования учебной компетенции и развития способности учащегося к автономии в процессе овладения ИЯ (Kay Burke, R. Fogarty, S. Belgrad, 1994).

 

Эффективность использования портфолио подтверждается международным опытом. Во многих странах (Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания и др.) в образовательных учреждениях общепринятой является практика использования портфолио.

Портфолио – это набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись изучения им языка и самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц, ставить индивидуальные цели. Обратите внимание: оценивать самостоятельно.

Наиболее распространенными в практике преподавания ИЯ на сегодняшний день являются виды ЯП как инструмента рефлексивной самооценки уровня владения ИЯ и ЯП обучающего типа — ЯП-дневник изучающего ИЯ. Именно эти типы ЯП представляют собой наиболее эффективные средства рефлексивного обучения/овладения иностранным языком и культурой.

Вариант Европейского языкового портфеля для России разработан группой экспертов Московского государственного лингвистического университета (Европейский языковой портфель, 2001). Данный вариант ЯП включает три составные части:

  1. Языковой паспорт, в котором обучающийся фиксирует данные о языках общения в семье, изучаемых иностранных языках, месте и времени их изучения, фактах и опыте межкультурного общения, и самостоятельно дает оценку уровня владения ИЯ в данное время (и в течение процесса овладения ИЯ), определяемую на основе международно-признанных уровней владения языком. Цель данного раздела для обучающегося — (1) фиксировать «паспортные данные» своего языкового образования и (2) оценить самостоятельно свой уровень владения языком в целом и/или по основным видам речевой деятельности (уровень владения различными видами речевой деятельности может не совпадать, так как возможна асимметрия уровня коммуникативной компетенции в разных формах устного и письменного общения).
  2. Языковая биография — «Бортжурнал путешествия по годам обучения» — содержит контрольные листы для самооценки основных коммуникативных умений/действий в ситуациях речевого общения (аудирования, говорения, чтения и письма), а также стратегий общения и качества языка, выделенных на основании параметров-дескрипторов соответствующих уровней владения ИЯ и предложенных обучающемуся для самостоятельной оценки степени их сформированности по шкале — «Я могу это делать» — «Мне это легко удается» — «Это моя цель».
  3. Досье, в которое обучающемуся предлагается включать практические примеры своих достижений в изучении языка, наиболее удачные работы, примеры участия в международных и других проектах, а также свидетельства об окончании курсов, дипломы, награды и др.

Центральное место в структуре и содержании ЯП занимает система уровней владения языком, которая «соотнесена в рамках отечественного ЯП с отечественными национальными требованиями в области языковой подготовки учащихся разных типов образовательных учреждений» (Гальскова Н.Д., 1999).

Описание уровней (определение, предложенное в языковом паспорте, и содержательные параметры каждого уровня, представленные в языковой биографии) являются параметрами, по которым учащийся самостоятельно определяет свои достижения в овладении различными видами и умениями иноязычного речевого общения. При этом учащийся может отметить, что ему удается свободно, что он умеет делать в ограниченных условиях, и что он выделяет в качестве цели работы над языком. Данный раздел предполагается заполнять в течение определенного периода (учебного года) с тем, чтобы проследить динамику качественного совершенствования речевых умений/действий по данным исходной — промежуточной — итоговой самооценки. Наряду с самооценкой, предусматривается также параллельная оценка выделенных параметров преподавателем, что позволяет ученику уточнить свою оценку, обсудить ее с преподавателем, сопоставить личное и экспертное представление о цели/результате овладения изучаемым языком. Таким образом, эта центральная часть данного вида языкового портфеля обеспечивает в процессе обучения/овладения ИЯ основу для развития рефлексивной самооценки, установления системы равнопартнерского взаимодействия учителя и учащегося.

Независимо от вида языкового портфеля обязательными его составляющими являются задания различной формы, развивающие рефлексивную самооценку учащегося. Эти задания затрагивают основные аспекты иноязычного речевого общения и компоненты учебной деятельности по овладению изучаемым языком и культурой.

Языковой портфель особенно важен именно в начальной школе, так как он:

Во-первых, маленькому ученику важно осознание своего успеха, который можно «подержать» в руках.

Во-вторых, он стремится получить оценку себе и своей деятельности со стороны взрослых – так развивается его самооценка. ЯП предоставляет возможность взаимодействия ребенка со взрослыми в оценке своих результатов.

В-третьих, ЯП помогает ученику увидеть смысл в том, что он делает, и развивает его ответственность.

Функции портфолио

  • самооценки (Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней А, В, С.);
  • оценки (Кроме того, учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося, что позволит создать более объективную картину);
  • педагогическая (учитель отслеживает самостоятельную, внеаудиторную работу учащегося и совершенствование его языкового уровня)
  • образовательная (позволяет развивать индивидуальные языковые способности учащегося, работать с одарёнными детьми, повышать их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению языков на протяжении всей жизни)

Рефлексия включает различного типа анкеты, опросники, контрольные листы самооценки, оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле, оценочные таблицы, графики динамики и т.п.; рейтинговую оценку.

Анкеты чаще всего содержат вопросы, связанные с оценкой способностей к изучению ИЯ, типичных трудностей его усвоения, наиболее часто встречающихся ситуаций общения с точки зрения эффективности использования ИЯ, а также оценкой индивидуального стиля изучения ИЯ.

Опросники могут использоваться для самооценки или совместного обсуждения с преподавателем и в группе учебных стратегии, например, «Как вы реагируете на незнакомые слова?», «Как вы организуете свое чтение, прослушивание радиопрограмм, просмотр теле- или видеопрограмм?», «Как вы используете возможность общения с иностранцем?» и т.п.

Контрольные листы самооценки используются, как правило, для определения общего уровня владения ИЯ, уровня владения видами иноязычного речевого общения, степени сформированности коммуникативных умений. С этой целью с учетом основных критериев оценки уровня владения ИЯ для самооценки предлагается список типичных коммуникативных умений для соответствующего уровня владения ИЯ и формулируются вопросы или утверждения типа «Я умею рассказать о своих интересах...», «Я слушаю радиопередачи о...», «Я просматриваю периодику с целью...», «Я записываю свои мысли в дневник...» и т.п. Подобные вопросы/ утверждения сопровождаются определенной оценочной шкалой, например, «свободно — достаточно» «свободно — испытываю затруднения» или «регулярно — редко — время от времени» и т.п.

Оценочные таблицы, графики динамики и т.п. могут содержать определенные параметры критериальной оценки владения ИЯ, способностей к изучению ИЯ, стиля или стратегий учебной деятельности, сформулированные как объективные или личностные характеристики. Эти параметры предлагаются учащемуся для самоанализа и оценки по определенной градуированной шкале, отражающей степень сформированности данных характеристик.

Названные инструменты рефлексивной самооценки могут использоваться в процессе самостоятельной работы учащимся как индивидуально, так и при совместном обсуждении в группе, консультативной поддержке преподавателя.

 

Ученики могут заполнять форму оценки и самооценки проектов в портфолио. Для этого в разрабатываются PROJECT SELF-EVALUATION FORM.

Примеры:

PROJECT SELF-EVALUATION FORM

(Individual)

1. I’d like to present a project…

2. It was done by…

3. The title of my project is …

4. I’ve chosen this topic because…

5. My project is about…

 

PROJECT EVALUATION FORM

(Group)

Project topic _____________

Name __________________

The project is

are great

fantastic

The description of … terrific

The illustration(s) of… boring

 

 

В ней они объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это – «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку.

Учащиеся сами могут отбирать проекты для портфолио по следующим критериям:

  • Он интересный
  • Я думаю, мой проект красивый
  • Мне он нравится
  • Мои одноклассники считают, что он хороший
  • Я многое узнал, выполняя это задание
  • Мне было интересно делать это задание
  • Мой проект показывает, что я …
  • Я красиво написал
  • Мой учитель посоветовал мне
  • Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка

Кроме того, в содержание языкового портфеля может включаться дневник учащегося, фиксирующий динамику совершенствования определенных умений, качества речи и т.п., например, динамику совершенствования умений чтения. Задания для рефлексивной самооценки формулируются, как правило, в терминах «Я умею...», ? Мне необходимо...», «Мои трудности/проблемы в процессе общения связаны с...» и т.п. Эти задания носят личностно ориентированный характер и направлены на самостоятельный анализ и оценку учащимся эффективности и трудностей практического использования изучаемого языка в соответствии с основными параметрами уровня владения ИЯ (коммуникативными умениями в видах иноязычного речевого общения, качеством речи и др.).

 

Алгоритм работы с технологией портфолио

1. Вначале языковой портфель вводится как один из инструментов рефлексии по поводу своей языковой принадлежности и степени владения изучаемыми иностранными языками.

2. Далее учащиеся переходят к Биографии и ставят индивидуальные задачи.

Учителя могут интегрировать ЕЯП в учебный процесс по-разному. Так, раздел «Моя биография» используется:

-        при проверке домашнего задания;

-        на этапе завершения работы над темой;

-        после презентации творческой работы;

-        перед изучением новой темы с целью показать, чему ученикам предстоит научиться.

3. Учебные результаты накапливаются в Досье и оцениваются в Биографии. На основе этой оценки ставятся новые задачи.

4. Этот процесс повторяется до конца учебного года, когда учащиеся вновь возвращаются к Паспорту и снова проводят самооценку.

 

 

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что своей концептуальной сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации,  возрасту обучаемых, этапу/уровню овладения ИЯ, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащегося и индивидуальному стилю учебной деятельности.

Ведение учащимися индивидуальных портфолио позволяет:

  • формировать у учащихся умение учиться – ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность;
  • научить учащихся планировать своих образовательных результатов
  • проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
  • отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов или предметов;
  • глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов учеников по изучаемым темам, разделам или предметам.

Использование портфолио, по мнению учителей, позволяет формировать у учеников ответственность за результаты своего учебного труда и развивать сотрудничество учеников и учителей в процессе приобретения знаний. Портфолио документирует все личные достижения школьников, обеспечивая тем самым их официальное признание, поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяя возможности обучения и самообучения, выступает как инструмент самооценки и самопознания, развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

Приложения

Литература

  1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам начальная: методическое пособие.- М.: Айрис?пресс, 2004. ? 240 с.
  2. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. № 5. 2000. С. 6-11.
  3. Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. № 3. 2003. С. 58-59.
  4. European Language Portfolio: accredited model № 8.2001, awarded to Center for Information on language Teaching and Research. Council of Europe
  5. Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998
  6. Полат Е. С. Портфель ученика// Иностранные языки в школе. № 1. 2002. С. 22-27.
  7. Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//Иностранные языки в школе. № 1. 2004. С. 8-14
  8. Стандарт основного общего образования по иностранному языку
  9. English Teaching Forum (Vol. 40, number 4) October 2002 / “Teaching Portfolios as Assessment Tools”
  10. Erin Bouma. The challenge of project work in Russia//“English” № 17, 2003
  11. Using Self-Assessment in the Classroom. Rationale and Suggested Techniques. by Christine Coombe / “English” № 10, 2003 (p.7)
  12. http://www.english-zone.com/teach

 

Обновлено ( 07.07.2010 14:47 )
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить