Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Консультация для учителей истории Особенности методики социального проектирования
Автор: Лариса Мягкоход   
01.06.2010 10:36

Консультант:  Кирсанов Игорь Николаевич, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОИПКРО

Ключевые слова:социальный проект, проектная деятельность, гражданское образование, ключевые компетенции, гражданская компетентность, социализация личности,  взаимодействие с социальными партнерами.

Краткая аннотация контента консультации:
Педагоги, занимающиеся гражданским образованием, остро осознают необходимость реализации компетентностного подхода,  при котором обучение имеет своей целью формирование у школьников опыта решения различных проблем, встающих перед человеком в процессе его жизни в обществе. В этой связи их внимание привлекают  возможности технологии социального проектирования. Однако  многие учителя недостаточно знакомы с ее особенностями и не вполне представляют,   как    организовать практическую работу с детьми на ее основе.

Запрос на консультирование:
В чем состоят особенности социального проекта по сравнению с другими видами  проектов, используемых в учебной деятельности?  Какова технология организации работы над социальным проектом?

Консультационный текст:

Современное образование имеет своей целью  формирование ключевых компетенций личности. Особое место при этом отводится  гражданской компетентности, подразумевающей социализации школьников, их включение в общественную жизнь, выработку активной гражданской позиции.  Достичь этого результата в рамках традиционного обучения отдельным школьным предметам невозможно, поскольку освоение теоретических знаний  в данном случае должно подкрепляться участием детей в практической социальной деятельности. В связи с этим повышенную актуальность приобретает такая форма работы с учащимися, как социальное проектирование.
Сущность и отличительные черты социального проектирования
Под проектом в российском и международном образовании понимают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся задачи, завершающихся созданием продукта.
Социальный проект является формой постановки социально-значимой задачи, обоснования ее решения и выработки предложений по практической реализации намеченного.

Социальное проектирование учащихся – это задуманная, продуманная  и осуществляемая учащимися имеющая социальный эффект деятельность, результатом которой является создание реального  (но необязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте.
В ходе социального проектирования учащиеся вступают в конструктивное взаимодействие с «взрослым миром» (социумом), благодаря чему формируются социальные навыки подростка. Результатом этой деятельности является  создание такого продукта,  который ранее не существовал, как минимум, в ближайшем социальном окружении ребенка.  Он должен разрешать не только личную трудность подростка, но и являться попыткой решения социальной проблемы. При этом продукт социального проектирования необязательно должен быть вещественным.

Отличия социального проекта от других видов проектов, используемых в образовательной практике,  обусловлены наличием совокупности следующих характерных черт:

  • направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем;
  • осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города);
  • предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;
  • командный характер работы над проектом;
  • проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде;
  • осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.

Объектами, на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать:

  • социальные явления  (например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость, агрессивность в подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.);
  • социальные отношения (например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; к потребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.);
  • социальные институты, их деятельность (различные органы власти и управления; школа; магазин; больница и т.д.);
  • социальная среда (места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.).

Условия  эффективного применения  социального проектирования
в образовательном процессе

Детский социальный проект, объединяя обучение и воспитание, подразумевает применение и развитие навыков критического мышления, поиска и отбора необходимой информации, анализа проблем, моделирования ситуации, проведения социологических исследований, участия в дискуссии, обоснованного выбора альтернативного решения.

Основными  принципами социального проектирования являются:

  • добровольность;
  • учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
  • учет региональных особенностей;
  • системность;
  • интеграция учебной и внеклассной деятельности.

Возможны различные способы интеграции социально-проектной деятельности в практику работы школы. Социальное проектирование может быть использовано:

  • для углубленного изучения отдельных тем школьной программы по различным предметам (например,  обществознания, права, экологии, краеведения).  В данном случае социальное проектирование позволит ученикам продемонстрировать полученные теоретические знания в их практическом применении.
  • во внеклассной воспитательной работе
  • в целях формирования и развития правового пространства школы
  • для установления межпредметных связей, позволяющих преодолеть предметную разобщенность существующего школьного образования
  • для организации работы  с родителями, позволяющей эффективно вовлечь их в систему школьного образования и воспитания;
  • в рамках участия школьных команд в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

Представляется, что по-настоящему продуктивным использование социального проектирования может быть начная с 7-8 классиа. Подростки этого возраста уже имеют, как правило,  социальный опыт, достаточный для постановки и решения многих проблем. Кроме того, именно на этом этапе развития личности  становится наиболее актуальным вопрос формирования жизненных и гражданских ценностей. Что касается использования социального проектирования в работе с детьми более младшего возраста, то  подготовленные ими проекты неизбежно будут схематичны, поскольку для разработки любого проекта необходимо опираться на определенную базу накопленных знаний, умений и представлений.
Отмечая достоинства социального проектирования, важно, однако,  подчеркнуть,  что оно (так же, как и проектная деятельность в целом) не может полностью заменить иную учебную деятельность.

Технология социального проектирования
В самом общем виде работа над социальном проектом включает три основных  этапа:
Подготовительный этап: Его содержательная часть предполагает анализ проблемы; выяснение общественного мнения; определение целей и задач, ожидаемых результатов, гипотез; освещение имеющегося опыта, относящегося к решению выбранной проблемы. В организационном плане осуществляется формирование команды (если это необходимо для реализации проекта); определение сроков и представлений о последовательности действий; формулировка критериев оценки результативности проекта; распределение ролей; составление графиков работы над проектом. Важным моментом является также определение требуемых и имеющихся ресурсов – материальных (техника; учебные и справочные пособия, другая литература и т.д.); финансовых (средства, необходимые для реализации проекта); людских (определение круга лиц, заинтересованных в проекте, их творческого потенциала; рассмотрение возможности помощи со стороны взрослых, привлечения экспертов и консультантов).  Анализируются возможности школьной базы удовлетворить все имеющиеся потребности в ресурсах, при необходимости начинается поиск дополнительных ресурсов путем привлечения родителей, общественных организаций, властных структур и т.д.

Основной этап – этап действий по практической реализации проекта.

Заключительный этап (этап подведения итогов и рефлексии деятельности). Эта часть работы над проектом призвана концентрировать внимание на характеристике результатов работы. Она может быть как количественной, так и качественной. В последнем случае речь может идти, например, об изменении отношения к тем или иным проблемам, ценностям, об активизации определенной работы, возникновении общественного резонанса и т.д.  Характеристика качественных результатов неизбежно будет нести на себе элемент субъективности, однако она не менее важна, чем количественные показатели. Кроме того, здесь также могут использоваться некоторые  объективные показатели (напр., результаты социологических опросов, интервью, наблюдений). В итоговой части следует также соотнести ожидаемые результаты, цели и задачи проекта с реальным положением дел после реализации проекта (или на определенном этапе его реализации).

В методической литературе предлагаются  несколько различных вариантов последовательности разработки и реализации социального проекта.  Одной из наиболее распространенных является, модель, реализованная в рамках проекта «Гражданин». Первоначальный ее вариант был разработан Центром гражданского образования в г. Калабасас (Калифорния, США); его внедрению в России и адаптации его к российским условиям   способствовала деятельность Межрегиональной организации «За гражданское образование» и Самарского регионального центра гражданского образования. С … года Министерство образования РФ  ежегодно проводит Всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России» (см. сайт ….. ). Приводимый ниже алгоритм работы над социальным проектом основан на методических рекомендациях руководителя Центра гражданского образования г. Самара В.П.  Пахомова (2001):

Стадии работы

Содержание работы над проектом

1 стадия.
Подготовка учащихся к работе над проектом.

Целью этого этапа, организуемого в ходе беседы с учащимися, является: 1) определение уровня подготовленности школьников к социально-проектной деятельности  (проверка необходимых знаний, умений, навыков, выявление ценностных установок); 2) формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, города, района, области, страны.

2 стадия.
Выбор проблемы.

В ходе коллективного обсуждения, направляемого учителем,   учащиеся определяют спектр вопросов, значимых для данной территории (города, села, района, области, страны, школы) и требующих решения. Затем на основе их анализа выбирается та проблема, которой будет посвящен проект.
Для этого важно уяснить: Почему актуальна та или иная проблема? Как она влияет на состояние социального пространства? Почему проблема до сих пор нерешена?
Одним из эффективных средств,  используемые на этом этапе для формирования представлений школьников о наиболее актуальных проблемах социума, может стать проведение социологического исследования заранее определенных категорий респондентов.
Необходимо, чтобы в конечном счете была выбрана проблема, которая:

  • обладает выраженной личностной значимостью для учащихся;
  • соизмерима с уровнем их возможностей;
  • может быть решена в рамках существующего правового поля;
  • решение которой реально на данной конкретной территории.

Итогом обсуждения должно стать ясное понимание проблемы, над которой предстоит работать.

3 стадия.
Сбор информации (исследование проблемы).

Учащиеся делятся на несколько групп, которым предстоит собрать и проанализировать достаточно разнородную информацию по проблеме проекта. Одна группа, например, может провести социологическое исследование среди разных категорий респондентов, чтобы выяснить их отношение к поднимаемой проблеме; другая – заняться изучением материалов СМИ, третья – проработать нормативно-правовые документы; четвертая – встретиться с компетентными специалистами в данной области (возможно, при помощи педагогов или администрации школы) для получения необходимой информации и т.д.   проводят социологические исследования, изучают материалы СМИ, получают экспертные  оценки специалистов.
Итогом данного этапа должно стать получение всеобъемлющей и доступной школьникам информации по проблеме, являющейся основой для последующей работы над проектом.

4 стадия.
Разработка собственного варианта решения проблемы.

Полученный материал обрабатывается и систематизируется; выясняются возможные способы решения проблемы, выбирается один из них, разрабатывается программа реализации проекта.

5 стадия.
Реализация плана действий команды.

На этой стадии школьники пытаются полностью или частично воплотить на практике намеченный ими вариант решения проблемы. При этом реализуются два направления действий:
1) собственное участие команды в реализации проекта путем проведения различных акций, мероприятий и т.д.;
2) обращение к предполагаемым партнерам по реализации проекта (людям, организациям, учреждениям; передача предложений в СМИ) и организация взаимодействия с ними.

6 стадия.
Подготовка к защите проекта.

Модель проекта «Гражданин» предполагает стендовую презентацию социального проекта, включающую в себя:
1) оформление стенда из 4-х частей, отражающего стадии работы команды над проектом (может содержать фотографии, плакаты, схемы, диаграммы);
2) устное выступление команды (обычно из 4-5 чел.), построенное на материалах реализованного социального проекта и отражающее отношение к рассматриваемой в нем проблеме;
3) составление папки документов (портфолио),  дающей более подробное представление о проекте.
Однако в условиях развития ИКТ стенд с информацией о проекте целесообразно заменить  компьютерной презентацией. 

7 стадия.
Презентация проекта

Устная защита проекта в форме парламентских слушаний (т.е. представление проекта + ответы на вопросы). Ее лучше  организовать в режиме конкурса команд, оцениваемого жюри.

8 стадия.
Рефлексия.

Анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. При поддержке учителя определяются встретившиеся трудности, оценивается вклад каждого участника, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления и дальнейшие перспективы развития проектной деятельности.

Специфической чертой проекта «Гражданин», как можно заметить,  является выраженный акцент на подготовку конкурсного выступления команд. Однако в принципе работа над детским социальным проектом может быть завершена и на этапе его непосредственной реализации (стадия 5), после чего обязательно проводится рефлексия (стадия 8).
Несколько иной и более детализированный алгоритм работы над социальным проектом предлагает А.С. Прутченков (1999). Он не предполагает конкурсного выступления и в наибольшей степени подходит для использования в практике работы молодежных организаций. В обобщенном виде данный алгоритм выглядит следующим образом:

Этап I. Подготовительные мероприятия
Шаг № 1. Изучение общественного мнения
Шаг № 2. Формулировка актуальной социальной проблемы.
Шаг № 3. Изучение имеющихся ресурсов.
Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта.
Шаг № 5. Составление плана работы.
Шаг № 3 6. Составление рабочего графика работы над проектом.
Шаг № 7. Определение круга обязанностей и распределение их внутри команды.
Шаг № 8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.
Шаг № 9. Составление бюджета проекта (этот этап обязателен не для всякого проекта)
Шаг № 10. Разработка системы оценки проекта.
Шаг № 11. Обучение членов команды (если это необходимо)
Шаг № 12. Формирование общественного мнения

Этап II. Непосредственная реализация проекта.
Шаг № 13. Составление предложений по проекту.
Шаг № 14. Поиск деловых партнеров.
Шаг № 15. Проведение официальных переговоров.
Шаг № 16. Получение необходимых ресурсов.
Шаг № 17. Проведение плановых мероприятий
Шаг № 18. Оценка и контроль выполнения плана.
Шаг № 19. Корректировка хода реализации проекта (если необходимо)

Этап III. Подведение итогов проекта.
Шаг № 20. Анализ результатов работы над проектом.
Шаг № 21. Информирование о результатах проекта.
Оба приведенных варианта работы над проектом (так же, как другие существующие разновидности) не являются жесткой догмой. В них вполне могут вноситься  частичные коррективы, не нарушающие принципиальных основ, общей логики и направленности социально-проектной деятельности.

Одним из важных моментов в использовании социального проектирования  является определение критериев оценки проекта. В качестве примерных  могут быть предложены  следующие критерии:

  • Социальная значимость проблемы
  • Самостоятельность суждений, выработанных в ходе работы над проектом
  • Научный кругозор и теоретическая грамотность
  • Нестандартность и оригинальность решений
  • Логичность и последовательность
  • Обоснованность суждений
  • Реалистичность
  • Грамотность оформления результатов работы.

Примеры тематики социальных проектов:

  • «Преступления несовершеннолетних: анализ и профилактика»
  • «Соблюдение прав ребенка в школе»
  • «Защита прав человека: практические предложения»
  • «Школьное самоуправление»
  • «Школьная Конституция»
  • «Правила нашей жизни»
  • «Закон об образовании глазами учащихся»
  • «Выборы в школе»
  • «Школьное информационное пространство»
  • «Мое здоровье»
  • «Азбука потребителя»
  • «Я и политика»
  • «Учимся строить отношения»
  • «Организация досуга молодежи»
  • «Школьная правовая консультация»
  • «Как сохранить культурное наследие родного города?»

Информационные источники:

  1. Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право: Методические материалы для преподавателей к тому 1:Учеб.-метод. пособие. – СПб., 2001. – С.164-170.
  2. Иванова Л.Ф, Проектная работа в обучении обществоведению //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007, № 2,3.
  3. Иоффе А.Н. Социальное проектирование в правовом образовании // Организация внеурочной работы по праву. Сборник статей. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002. – С.4-160.
  4. Моё действие – мой выбор. Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. – Брянск, 2002.
  5. Прутченков А.М. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации социального проекта. – М., 1999.
 

Комментарии   

 
# Надина 18.03.2014 15:43
В чём заключается специфика социального проектирования (по пунктам)?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# AndrewGaisk 28.01.2019 01:25
vectormap.info/.../... - карта улиц Омск

_Maps=
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# molodkinGaisk 30.01.2019 03:34
архитектурная карта Ростов-на-Дону
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# JamesScoro 31.01.2019 14:11
pr-plasma.com - как снизить высокий сахар крови
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# JamesScoro 31.01.2019 14:33
pr-plasma.com - Очистка крови
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# JamesScoro 31.01.2019 14:45
pr-plasma.com - головная боль мигрень
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# JamesScoro 31.01.2019 15:09
pr-plasma.com - опоясывающий лишай болит
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# JamesScoro 31.01.2019 15:20
pr-plasma.com - лечить цитомегаловирус Москва
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# JamesScoro 31.01.2019 15:43
pr-plasma.com - как лечить ноги при диабете
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# JamesScoro 31.01.2019 15:54
pr-plasma.com - Рубаник Александр Михайлович
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# JamesScoro 31.01.2019 16:06
pr-plasma.com - астма кашель Москва
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# JamesScoro 31.01.2019 16:31
pr-plasma.com - кашель хронический бронхит
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# JamesScoro 31.01.2019 17:28
pr-plasma.com - препараты от холестерина
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить