Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Концептуальные подходы к преподаванию мировой художественной культуры
Автор: Лариса Мягкоход   
01.06.2010 10:32

Консультант рубрики: Тарасова Елена Геннадьевна, доцент кафедры гуманитарных и социально–экономических дисциплин ТОИПКРО.

 

Ключевые слова, отображающие контент консультации:мировая художественная культура, культуросообразная модель, искусство, традиции, преемственность, художественно-эстетический профиль, художественное образование, культуросообразность, ценность, модель-образ, модель образования, культура личности, социализация, саморазвитие, самоактуализация, критерии развития культуры личности, гуманизация культуры, культурологический подход в образовании.

Краткая аннотация контента
Консультация по вопросу о ретрансляции достижений истории искусства и искусствознания на уровень школы, обеспечении формирования целостного мышления старших школьников средствами искусства с помощью технологии интеграции и конвергентности всех образовательных областей с искусством повышают эффективность учебного процесса. Эта технология, приоритетной целью которой является развитие творческих способностей учащихся, направлена на моделирование и тренинг связи между рационально-логическим и эмоционально-образным мышлением, она помогает сжать объем учебного материала и в то же время сохранить для ребенка богатый образ мира. Этим обеспечивается широта кругозора учащихся и эффективность их обучения и самоопределения в профессиональной сфере. Для полной реализации саморазвития и самоактуализации современного школьника важен выбор УМК по предмету.

Запрос на консультирование
В связи с модернизацией художественно-эстетического образования возникает необходимость обновления содержания и методологии преподавания мировой художественной культуры на основе принципов развивающего обучения и культуросообразной модели. Хотелось бы узнать: 1) каковы концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Мировая художественная культура»? 2) существуют ли приоритетные направления в методике преподавания МХК?

Консультативный текст
1. Концептуальных основ несколько: во-первых, это новизна стандарта.

Новизна стандарта состоит в том, что в нем дано развернутое определение целей художественно-эстетического образования, для которых приоритет формирования художественно-эстетического вкуса, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления является безусловным. Синтезирующая функция предмета «Мировая художественная культура» возросла в связи с тем, что в новом образовательном стандарте предметной областью «Искусство» охвачен весь период обучения в школе. В нём раскрываются общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостных систем.

В основу содержания стандартов обоих уровней положен общеэстетический и культурно-исторический принципы структурирования материала, позволяющие охватить ключевые проблемы становления разных видов искусства с момента их возникновения. Новый стандарт позволяет систематизировать последовательность развития культурных процессов, выделяя специфические черты каждой эпохи, ценность различных национальных школ и вклад русского искусства в мировую культуру. Принцип культурных доминант является основополагающим при отборе конкретных памятников культуры и даёт возможность преодолеть склонность к простому их перечислению, сделать акцент на целостном образе эпох, художественных культур, на моделировании разных исторических и региональных систем мировосприятия. Акцент подчас только на одном памятнике архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра или творчестве одного мастера дает возможность погрузиться в эпоху, ощутить ее специфику, неповторимость национальной школы, ведущий стиль как некую единую образную систему, общность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных единством идейного содержания. Именно стиль позволяет, во-первых, уловить мировоззренческую специфику любой исторической эпохи. Во-вторых, помогает понять особенности менталитета носителей разных религиозных и культурных традиций, скажем, христианской и мусульманской, которые, исповедуя, казалось бы, одни и те же общечеловеческие ценности, вкладывают в них разный смысл. В-третьих, дает возможность вводить в понятийный аппарат учащихся более сложные культурологические понятия, такие как мифологический Центральный образ, к примеру. В-четвертых, позволяет сравнивать и проводить параллели между различными культурами и историческими эпохами, на первый взгляд, несравнимыми. В-пятых, делает нецелесообразным чрезмерный объем искусствоведческой информации, излишество имен и памятников, передавая при этом дух эпохи.

Обязательный минимум содержания на обоих уровнях впервые придает значение раскрытию содержания и смысла традиционных сюжетов в изобразительном искусстве, что позволит достаточно полно приобщить учеников к ветхозаветным легендам, евангельским событиям, мифам. Значительному обогащению содержания предмета способствует введение в курс общекультурных констант – таких основополагающих для мировой художественной культуры понятий как первообраз (мировое древо, богиня-мать), мифологический код (число, растение, зверь), мифологемы (смерть-возрождение, хаос-порядок).

Значительно расширен блок, связанный с реалиями современной художественной культуры и новыми видами синтетических искусств (кинематограф, дизайн, телевидение и т.д.), в связи с чем содержание учебного курса сближается с интересами учащихся. Своё место нашла тема «Культурные традиции родного края», что позволяет включить местные традиции в общую систему мировых художественных ценностей. В результате созданы условия для активизации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством, придания импульса к художественному самообразованию и формированию устойчивой потребности в общении с искусством в дальнейшей жизни.

во-вторых,  разгрузка содержания образования;
Проблема разгрузки курса решается путем тщательного отбора информации на основе принципа культурных доминант, дающих развернутую картину культурологических процессов и всеобъемлющее представление о культурных процессах исторической эпохи; выбора одного евангельского, античного, литературного сюжета, воплощенного в различных видах искусства и в различные периоды; снятия дублирования содержания как по отношению к предыдущим ступеням обучения (отказ от подробного повторения проблем специфики языков разных видов искусства, что является предметом изучения в курсе «Изобразительное искусство» и «Музыка») так и по отношению к параллельным курсам истории и литературы (приоритет эстетических и культурологических подходов); сокращения содержания требований, которые соответствуют удовлетворительному уровню подготовки (отражены в разведении уровня целей и требований к выпускнику).
Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям развития учащихся (реализация в предметном содержании).

В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной. Для того, чтобы отечественная и мировая художественная культура как обобщённый опыт человечества предстало перед учащимся в виде неисчерпаемого «строительного материала» для самоидентификации, в стандарте акцент сделан на основные идеи, идеалы, модели мира в разных культурных ареалах и в различные эпохи. Изучая разные модели, соотнося их со своим духовным поиском и потребностями, подросток сможет убедиться не только в устойчивости общечеловеческих культурных ценностей, но и в многовариантности возможных решений одних и тех же проблем, что дает возможность актуализировать свободу личностного выбора. Учитывая интересы подростков, в стандарте увеличен раздел, посвящённый современному искусству, новым синтетическим видам и массовому искусству. Особое значение придается вопросам культуры «малой Родины».

В связи с переориентацией подростков в старшей школе на процесс учебно-познавательной, когнитивной деятельности в содержании стандарта усилено теоретическое, сравнительное и критическое осмысление материала.

в-третьих, повышение воспитательного потенциала содержания образования;
Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость. Воспитательный характер предмета «Мировая художественная культура» заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития, организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

в-четвертых,  развивающий потенциал предмета;
Развивающий потенциал предмета напрямую связан с использованием характерных для культурологии и искусствоведения методов анализа, в частности, культурно-исторического сравнительного анализа, который позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на мировую художественную культуру; дает представление о её единстве и многообразии; бесконечности и многовекторности ее развития и множественности личных интерпретаций её феноменов. Проблемное поле мировой художественной культуры является идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.

в-пятых, реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;
Специфика предмета, его непосредственный выход на творческую деятельность требует деятельностного и практико-ориентированного подходов, как в содержании, так и в методах освоения содержания.
В содержательном плане деятельностный и практико-ориентированный принципы обеспечиваются самой междисциплинарной природой мировой художественной культуры, её естественным выходом на систему межпредметной интеграции. Усвоение основ мировой художественной культуры обеспечивает формирование у учащихся широкого социокультурного опыта, что способствует более адекватному и критическому восприятию ими окружающей действительности, реакции на нее, а также выработке собственной позиции и модели поведения. Личностная ориентация предметного содержания обеспечивается за счёт включения в стандарт знаний и умений, значимых для самих учащихся. Актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта, усвоение ими элементарных приёмов анализа обеспечивает свободу выбора и формирования личной позиции. Стандарты рассчитаны не только на краткосрочный эффект, но на отдалённый результат личностного становления и созревания.

в-шестых, формирование ключевых компетенций;
Формирование ключевых компетенций на базе изучения мировой художественной культуры связано с освоением реального социокультурного пространства, данного учащимся в силу рождения в определённом культурном регионе, и виртуального пространства мирового художественного наследия. В этом отношении стандарты обеспечивают культурное единство нашей мультикультурной страны с одной стороны, а с другой, дают возможность по достоинству оценить местные культурные и художественные традиции. Именно с этих позиций следует подходить к формированию художественных и культурных компетенций учащихся. Прежде всего, это приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, осознание ценности национальной культуры, формирование основ толерантного отношения к другим культурам. Во-вторых, приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок, стереотипов национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур. В-третьих, критическая оценка «внушающей силы искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. На этой базе формируются компетенции, связанные с организацией личного досуга, выбора путей собственного культурного развития, форм художественного творчества. Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

в-седьмых, ориентация на формирование общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности;
Стандарты предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Мировая художественная культура» на базовом уровне приоритетным является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность. На профильном уровне требования стандарта включают: знание и понимание особенностей возникновения и основных черт стилей и направлений мировой художественной культуры, шедевров мировой художественной культуры, основных выразительных средств художественного языка разных видов искусства, роли знака, символа, мифа в художественной культуре. Требования к уровню подготовки выпускников предполагают также умение сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой; называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии). Важной составляющей требований на профильном уровне является умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, формирование которые отражает специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В Государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которые учащиеся должны приобрести и освоить на той или иной ступени.

 и в-восьмых, формирование информационной культуры учащихся.
В современном информационном обществе важную роль играет формирование информационно-коммуникативной компетенции, что вполне возможно в условиях безбрежного информационного поля мировой художественной культуры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использоваться различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей.

2. Приоритетными направлениями в методике преподавания мировой художественной культуры являются:

1. Преемственность на разных ступенях образования, реализация внутрипредметных связей.
Одним из важнейших направлений в модернизации системы образования в области мировой художественной культуры является совершенствование методики преподавания предмета. Новизна подходов к проблеме преемственности в области художественного образования на разных ступенях обучения заключается в том, что в новом стандарте реализуется идея непрерывного художественного образования на всех ступенях образования с учётом возрастных приоритетов учащихся: от целостного восприятия искусства, через анализ целого и углубление в специфику каждого вида искусства и практическую творческую деятельность к синтезу целого на новом уровне в курсе «Мировая художественная культура».

На базовом уровне курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

На профильном уровне приоритетом в методике преподавания мировой художественной культуры должны стать задача формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся, их мотивированность к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков (ролевых игр, проблемных дискуссий, творческих заданий), межпредметных интегрированных уроков, модульной системы организации учебного процесса, которая позволяет преодолеть традиционный путь изучения материала от фактов к процессам и закономерностям, ибо он неизбежно ведет к перегрузке содержательной основы второстепенными фактами. Метод подачи материала от всеобщего к единичному позволяет более эффективно воссоздавать панораму культурного развития в различных регионах и исторические периоды, что при возрастании уровня сложности материала в условиях старшей школы представляется наиболее целесообразным.
Не менее важно обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения мировой художественной культуры, например, проектную деятельность учащихся, которая представляет собой синтез учебно-познавательного, творческого, игрового процесса. Ее непременным условием представляется наличие заранее выработанного плана о конечном результате, промежуточных этапах (концепция, цели, задачи, ресурсы), путях реализации. При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, рецензии, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат - активизации личностной позиции учащегося.

Утверждение новых подходов к методике преподавания мировой художественной культуры неизбежно ставит вопрос о модернизации учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса. Учебник, естественно, сохранит ключевую роль в информационном обеспечении учебного процесса. При этом возможен принцип вариативного использования учебно-методических материалов, например, на мультимедийных носителях. Создание комплексной вариативной ресурсной базы художественно-эстетического образования становится насущной задачей, а активное формирование электронных библиотек позволит перейти и к созданию учебников нового поколения.

2. Учет межпредметных связей.
Изначальный интегративный междисциплинарный характер феномена мировой художественной культуры обеспечивает естественный выход на систему межпредметной интеграции. Являясь самой по себе межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, мировая художественная культура не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обусловливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания. При этом не следует сводить интеграцию до уровня простых иллюстраций. Важно проводить  параллели на уровне идейной, идеологической, мировоззренческой общности, сохраняя специфику языка искусства, как в целом, так и по видам искусства. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. В этом отношении особое место занимает проектная деятельность, которая предполагает интеграцию всего комплекса знаний по мировой художественной культуре и связанных с ней дисциплин, разнообразную деятельность в области применения информационных технологий и главное - создание нового продукта.

3. Реализация личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов в соответствующих технологиях обучения
В методике освоения содержания предмета «Мировая художественная культура» приоритет деятельностного и практикоориентированного подходов выражается в отказе от господства суммы знаний и выдвижении на первый план различных способов познавательной деятельности. При изучении мировой художественной культуры прежде всего упор делается на формирование специфических форм деятельности: развитие восприятия по модели «функция – активный зритель/слушатель» и как результат – активное «присвоение» феномена культуры; развитие интерпретаторских способностей по модели «функцию – исполнитель» и как результат – сотворчество учащихся, основанного на развитии воображения, ассоциативного мышления, способности импровизировать. Реализация культурологических и эстетических подходов в изучении мировой художественной культуры предполагает умение анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал. Владение хотя бы минимальным навыком анализа освобождает подростка от навязанных оценочных стереотипов, чужих точек зрения, предоставляя ему тем самым свободу личного выбора в области культуры и художественного творчества.

4. Соотношение содержания стандартов и примерных программ
Примерные программы по мировой художественной культуре для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и среднего (полного) общего образования на профильном уровне составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, (определяют минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, а также творческих работ, выполняемых учащимися).

Примерные программы выполняют две основные функции:
- информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Примерные программы обоих уровней включают три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. Программы содержат примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделены на две части.

На базовом уровне в курс Х класса включены следующие темы:
«Художественная культура первобытного мира»,
«Художественная культура Древнего мира»,
«Художественная культура Средних веков»
 «Художественная культура Ренессанса».
В курс ХI класса входят темы:
«Художественная культура Нового времени»
«Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков».
Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 10 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Используемая литература: Методическое письмо о преподавании образовательной области «Искусство» Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, В.Г. Горяев, М.А. Фоминова, А.В. Копылова, В.Ф. Реут, М., 2009г. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по Мировой художественной культуре. М., 2009г.

 

Обновлено ( 01.06.2010 10:35 )
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить