Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Формирование и развитие фонетических навыков на начальном, среднем и старшем этапах обучения
Автор: Лариса Мягкоход   
01.06.2010 10:29

Консультант рубрики: Донецкая Наталия Борисовна, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ТОИПКРО.

 

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации:ритмико-интонационные навыки, слухо-произносительные навыки, интонема, аудитивные навыки, собственно произносительные навыки, паузация, интонирование, артикуляторный, акустический и  дифференцированный подходы, система упражнений, фонетическая зарядка.

Краткая аннотация контента консультации
Консультация по вопросу определения роли и места фонетических навыков в обучении иностранному языку и особенности их формирования на различных этапах обучения, а также подходов к формированию слухо-произносительных навыков в современной школе и их применению на практике.

Запрос на консультирование
В начале своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой постановки звуков у обучающихся. Хотелось бы узнать, стоит ли уделять такое большое внимание формированию фонетических навыков? Ведь в настоящее время учащиеся слышат большое количество текстов на английском языке и могут их сымитировать? А на уроке можно сэкономить время для работы над другими аспектами языка.

Консультативный текст
Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма  и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложении. Произносительные навыки можно разбить на две большие группы:

  • Ритмико-интонационные навыки
  • Слухо-произносительные навыки

Ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных. Именно данная группа навыков, а скорее их отсутствие выдает нас как иностранцев. Неправильное ударение и интонация позволяют распознать в нас иностранцев. Кроме того, с помощью ударения и интонации можно изменить все значение сказанного. Данные знания составляют часть социокультурной компетенции.
Слухо-произносительные навыки делятся на аудитивные и собственно произносительные. Аудитивные или слуховые навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений и т.д. Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях, что требует и правильного ударения, паузации и интонирования.

Таким образом, для формирования коммуникативной компетенции учащихся формирование фонетических навыков является одним из ключевых факторов, которые, с моей точки зрения, не стоит игнорировать.

Запрос на консультирование
Мы знаем, что существует несколько подходов к обучению фонетике. Какой из них, на Ваш взгляд, наиболее эффективно работает на уроке?

Консультативный текст
В методике известны два основных подхода к  обучению данному аспекту языка. Современные методы построены на эклектике или различных вариантах сочетания основных положений этих двух подходов. Давайте рассмотрим достоинства и недостатки каждого из них.

Артикулярный подход
Основные теоретические положения данного подхода были разработаны еще советскими учеными-лингвистами И.А. Грузинской и К.М. Колосовым. Согласно их теории выделяются три основные типологические группы фонем:

  • совпадающие в обоих языках;
  • несовпадающие;
  • частично совпадающие.

Наиболее трудными для усвоения следует признать несовпадающие и частично совпадающие группы фонем, причем частично совпадающие фонемы, такие как [m,n,l] и другие будут представлять самую большую сложность, так как им присущи палатализация и аспирация, что не характерно для русского языка. Безусловной заслугой этого подхода можно считать создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, а также то, что впервые формированию фонетических навыков стали уделять заслуженное внимание.  Однако у этого подхода есть и значительные недостатки, так как, по мнению некоторых современных лингвистов, подобные вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени, но не дают чистоты навыка. Обучение произношению в отрыве от слуховых/ аудитивных навыков также не слишком эффективно сегодня, когда целью обучения является формирование различных составляющих коммуникативной компетенции. Тем не менее, этот подход до сих пор актуален, особенно в работе с филологами и лингвистами.

Акустический подход.
В данном случае упор делается не на  сознательное усвоение особенностей артикуляции, а на слуховое восприятие речи и имитацию. Для современной школы этот подход в чистом виде вряд ли годится. Слишком велик процент ошибок.

Дифференцированный подход
Этот подход предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. Здесь, как  и в акустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию, но не только аутентичной речи, но и речи учителя и дикторов. Не исключается возможность объяснения способов артикуляции звуков, но предпочтение отдается не специальным терминам, а более доступным и понятным объяснениям. Поскольку именно данный подход характерен для большинства школ и учебных заведений,  можно порекомендовать именно его как основной.

Запрос на консультирование
Во многих учебниках формирование фонетических навыков основано на многократном проговаривании образцов за учителем или диктором, что быстро надоедает учащимся. Что бы Вы предложили для того, чтобы сделать отработку фонетических навыков более привлекательной?

Консультативный текст
В настоящее время существует множество приемов, помогающих учителю разнообразить этот вид деятельности: песни, рифмовки, скороговорки, jazzchants, стихи и др.

Песни, стихи и рифмовки особенно благоприятны для тренировки произношения. Это касается отдельных звуков и сочетаний их в связной речи, но наиболее эффективны при отработке ударения, ритма и интонации.
Песни и стихи очень полезны, когда надо показать, что происходит со звуками в связной речи, например, как отдельные звуки произносятся вместе/ слитно You’re not IT!

Более важные составляющие произношения, такие как ударение и ритм, также можно отрабатывать естественным образом, используя песни и рифмовки. Если дети будут отхлопывать ритм в такт шагам или рифмовкам, им легче будет выработать чувство ритма, характерное английскому языку.

Вы также можете попросить учащихся послушать и определить одинаковые или разные ритмические и интонационные образцы в песне. Ритмические образцы можно изобразить графически при помощи больших и маленьких кружков или квадратов, например
Insey Winsey Spider                       O ° О ° О °
Climbing up the spout                     O ° О ° О
Down came the rain and                 O О ° О °
Washed the spider out                    O ° О ° О

 

Считалки


Dip, dip, dip
My blue ship
Sailing on the sea
Like a cup of tea
Dip, dip, dip
You’re not IT!

Out goes the cat
Out goes the rat
Out goes the lady
With the big green hat
OUT spells out
So you’re not IT!

Скороговорки
1. It’s six or seven years since Sydney’s sister sang that song”
2. "Zebras in zoos are like dolphins in pools."
3. “Pat put purple paint in the pool”
4. gum_f_english_clip_image002“Bernie brought a big breakfast back to bed.”

Призывы


Sausage in the pan
Sausage in the pan
Sizzle, sizzle
Sausage in the pan

Two, four, six, eight,
Who do we appreciate?
R ?E? D?S! REDS!

 

Стихи-небылицы
Humpty-Dumpty
Humpty-Dumpty
Sat on а wall
Humpty-Dumpty
Had а great fall
Стихи?загадки


You eat me for breakfast
But first crack my shell
If I’m fresh I’m tasty
If not ? what a smell!

I’m a very big animal
You see at the zoo
I’ve a very nice trunk
I can squirt water through

Стихи-шутки

-Doctor, doctor! I feel like a pair of curtains.
- Well pull yourself together then!

-–Waiter, waiter! There’s a fly in the butter!
–Yes, sir. It’s a butterfly!

=Doctor, doctor! Everyone keeps ignoring me!

  • Next, please!

–Waiter, waiter! There’s a fly in my soup!
– What do you expect for 50p, a beetle?

 Рифмовки с прыгалками
(хорошо развивают память)
My little sister dressed in pink
Washed all the dishes in the sink
How many dishes did she break?
1,2 ,3, 4, 5, 6 , 7 , 8
Рифмовки с хлопками
(хорошо помогают развитию восприятия на слух ритма и интонации)
Clap, clap, clap your hands as slowly as you can
Clap, clap, clap your hands as quickly as you can

Miss Mary Mac, Mac, Mac
Dressed in black, black, black
With silver buttons, buttons, buttons
All down her back, back, back
She asked her mother, mother, mother
For fifteen cents, cents, cents
To see the elephant, elephant, elephant
Jump over the fence, fence, fence,
He jumped high, high, high
He reached the sky, sky, sky
And didn’t come back, back, back
Till the fourth of July, ly, ly.

Если Вы хотите узнать больше об интересных формах и приемах отработки фонетических навыков, советую Вам воспользоваться следующей литературой.

Рекомендуемая литература:

  1. Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях М., Просвещение, 2008
  2. Н.Д.Гальскова, З.Н.Никитенко Теория обучения иностранным языкам М. АЙРИС ПРЕСС, 2004
  3. Е.Н.Соловова.  Методика обучения иностранным языкам Базовый курс лекций. ?М.: Просвещение, 2005
  4. Совершенствование учебно-воспитательного процесса по ИЯ на современном этапе развития школы сборник научных трудов под ред.  Н.Д. Гальсковой М., 1989.
  5. Jean Brewster and Gail Ellis with Denis Girard. The Primary English Teacher’s Guide Penguin English Pearson Education Limited, 2002
  6. Jayne Moon. Children Learning English Macmillan Heinemann, 2000
  7. English Page The British Council Russia
  8. How to Teach Young Learners Effectively The British Council, Moscow 2000, 2001, 2002
  9. Mark Hancock. English Pronunciation in Use. Self-study and classroom use. / Cambridge University Press, 2005
  10. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие/ Сост. А.В.Нехорошева; под ред. И.А. Кониной?М: АРКТИ, 2006
  11. English is fun. Учебно-методическое пособие/ Сост.О.В.Бородина, Н.Б.Донецкая. ТОИПКРО, 2006
Обновлено ( 01.06.2010 10:31 )
 

Комментарии   

 
# Kathi 26.10.2018 00:53
Hi! I know this is kind of off topic but I was wondering if you knew where I
could locate a captcha plugin for my comment form?
I'm using the same blog platform as yours and I'm having difficulty finding one?
Thanks a lot!

Review my site :: Kathi: dropbox.com
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Sakura.Ne.jp 30.01.2019 22:40
What's up to every body, it's my first visit of this weblog; this webpage includes
amazing and truly good data designed for visitors.


Feel free to visit my website; Sakura.Ne.jp: Sakura.Ne.jp/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Rebbeca 31.01.2019 16:26
Howdy, i read your blog occasionally and i own a similar one and i was just curious if you get a
lot of spam comments? If so how do you stop it, any plugin or
anything you can recommend? I get so much lately it's driving me mad so any assistance is very
much appreciated.

My website: Rebbeca: aboutdressform.com/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Royal 02.02.2019 23:41
Greetings from Los angeles! I'm bored at work so I decided to check out your website on my iphone during lunch break.
I love the info you present here and can't wait to take a
look when I get home. I'm amazed at how quick your blog loaded
on my mobile .. I'm not even using WIFI, just
3G .. Anyhow, amazing site!

Feel free to surf to my site: Royal: ulta.icu
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# bestyarn.icu 05.02.2019 23:43
Excellent blog you've got here.. It's difficult to find excellent writing like
yours these days. I honestly appreciate people like you!

Take care!!

Here is my site :: bestyarn.icu: bestyarn.icu/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ophelia 15.02.2019 00:32
Hello There. I discovered your blog using msn. This is an extremely well written article.

I will be sure to bookmark it and return to learn more of your helpful information. Thanks for the post.
I'll definitely return.

Feel free to surf to my homepage; Ophelia: bestphotoguides.com
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Foster 18.03.2019 12:01
I have read so many articles or reviews concerning the blogger lovers but this piece of
writing is really a good post, keep it up.

My web page :: Foster: youtube.com/.../
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# http://Android.com/ 08.04.2019 05:30
An interesting discussion is worth comment. There's no doubt that that you ought to write more on this subject,
it may not be a taboo matter but usually people do not talk about such topics.
To the next! Cheers!!

Here is my homepage :: Android.com/: Android.com/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Evelyne 23.04.2019 22:58
Nice blog right here! Additionally your website loads up
fast! What host are you the usage of? Can I am getting
your affiliate hyperlink in your host? I desire my website loaded up as fast as yours lol

My webpage ... Evelyne: www.youtube.com/.../
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Sherman 24.04.2019 12:04
I just like the valuable information you provide for
your articles. I'll bookmark your weblog and check again right here
frequently. I am somewhat certain I'll be told a lot of new stuff right here!
Best of luck for the next!

my web-site - Sherman: www.youtube.com/.../
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Theodore 26.04.2019 19:14
I have been exploring for a little bit for any high quality articles or weblog posts on this sort of area .
Exploring in Yahoo I eventually stumbled upon this website.
Studying this info So i am happy to express that I've a very just right uncanny feeling I discovered exactly what I
needed. I such a lot certainly will make certain to do not forget this
site and provides it a look on a constant basis.

Also visit my weblog ... Theodore: www.youtube.com/.../
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Margery 17.09.2019 22:28
What's up everybody, here every person is sharing these familiarity, so it's nice to read this blog, and I used to
pay a quick visit this blog daily.

Also visit my homepage Margery: dentalshome.com/.../
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Ola 30.09.2019 02:03
Greetings from California! I'm bored at work
so I decided to check out your site on my iphone during lunch break.
I enjoy the knowledge you present here and can't wait to take a look when I get home.
I'm shocked at how quick your blog loaded on my cell phone ..
I'm not even using WIFI, just 3G .. Anyhow,
very good site!

my web blog - Ola: carcarexp.com/.../
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Reece 04.10.2019 23:44
I do consider all the ideas you've offered on your post. They are really convincing
and will certainly work. Still, the posts are very short for starters.
May just you please lengthen them a bit from subsequent time?
Thank you for the post.

Here is my page :: Reece: pinterest.com/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Elissa 20.11.2019 04:16
Hello! I realize this is somewhat off-topic but I needed to ask.

Does building a well-establishe d blog such as yours take a large amount of work?
I am completely new to operating a blog but I
do write in my diary everyday. I'd like to start a blog so I can easily share my experience and thoughts online.
Please let me know if you have any kind of recommendations or
tips for brand new aspiring bloggers. Thankyou!


my web-site; Elissa: bestphotoguides.com/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# contdorancu.fr.gd 27.11.2019 02:23
hi!,I love your writing so much! percentage we communicate
extra approximately your post on AOL? I need a specialist in this area
to resolve my problem. May be that's you! Looking forward
to look you.

Feel free to surf to my blog; contdorancu.fr. gd: contdorancu.fr.gd/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить