Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Формирование критического мышления и рефлексии как неотъемлемая часть профессиональной компетенции учителя иностранного языка
Автор: Лариса Мягкоход   
01.06.2010 10:25

Консультант рубрики: Конина Ирина Анатольевна, доцент кафедры гуманитарных и социально–экономических дисциплин

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: профессиональная компетенция, компетентность, социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, предметная компетентность, рефлексия, самоанализ, креативность, самооценка, профессионально-коммуникативные умения, аналитические умения, умение в планировании, организационные умения.

Краткая аннотация контента консультации
Консультация по вопросу формирования критического мышления и рефлексии как неотъемлемой части профессиональной компетенции учителя иностранного языка в настоящее время.

Запрос на консультирование
Неотъемлемой частью профессиональной компетенции учителя в настоящее время стало сформированное критическое мышление и рефлексия. В связи с этим у нас, учителей иностранного языка, возник вопрос, как, каким образом  формировать (или развивать) именно эти процессы.

Консультационный текст
Подготовка педагогических кадров является приоритетным направлением сферы российского образования в силу того, что она обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать общественную значимость своего педагогического труда и нести ответственность за его результаты. Мне бы хотелось затронуть вопрос о роли рефлексии в повышении профессионального мастерства учителей иностранного языка.

Причина пристального внимания к использованию рефлексии обусловлена общими изменениями, произошедшими в современном обществе. Одним из важных изменений является переход к новой парадигме образования, при которой акцент делается на инициативность, овладение компетенциями (социально-психологическая, коммуникативная, предметная, профессионально--коммуникативная компетентность, готовность учиться всю жизнь). Вторым фактором является изменение процедуры аттестации педагогических работников, предполагающей оценку не только общепедагогических, методических, психолого-педагогических умений и знаний, но и профессионально-деловых качеств педагога, ориентаций и способностей. Одним из требований первого этапа аттестации является умение учителя написать самоанализ своей деятельности, что невозможно без развитого механизма рефлексии. К сожалению, не все учителя понимают и принимают необходимость овладения культурой рефлексивного мышления в своей профессиональной деятельности. Поэтому мы предлагаем внести изменения в модель профессиональной подготовки учителей в целом и учителя иностранных языков в частности.

Развитие критического мышления и рефлексивного мышления является актуальной задачей современной модели подготовки учителя, так как оно, по мнению Н.Г.Алексеева, способно соединить разрыв между знанием и его применением. Используя рефлексию, можно решить следующие задачи:

  • сформировать умения анализировать, обсуждать, контролировать и изменять собственную практику преподавания, используя аналитический подход к обучению;
  • появление осознанного стремления учителей к саморазвитию, большей ответственности за свой профессиональный рост;
  • выработка каждым учителем собственной теории обучения;
  • приобретение учителем необходимых навыков для разработки инновационных технологий

Фред Кортхаген предлагает следующую схему рефлексивной деятельности учителя:
Действие — взгляд назад на прошедшее действие — осознание существенных аспектов — создание альтернативных методов действия — апробация нового действия.
Данная последовательность не случайна. Во-первых, рефлексия предполагает отталкиваться от действия.
Во-вторых, опыт методической работы убеждает в том, что несмотря на требование сначала формулировать цели урока, а затем уже определять содержание и формы работы с ним, начинающие( а иногда и опытные) учителя данное требование нарушают. Таким образом, само действие затмевает и цель действия, и его адекватность условиям ситуации.

Можно сказать, что критическое мышление и развитие механизма рефлексии затрагивает различные аспекты формирования мыслительных способностей. Применительно к развитию учителя, способность к рефлексии оказывается неразрывно связанной с формированием всего комплекса профессиональных умений, таких как собственно коммуникативные и профессионально-коммуникативные, аналитические, умений в планировании, организационных, умений в обеспечении контроля и оценивания, готовности к постоянному профессиональному развитию.

Поэтому  мы считаем, что рефлексивной деятельности необходимо учить учителей иностранного языка в рамках курсов повышения квалификации, чтобы сформировать у них четкое представление о данной деятельности, ее этапах и особенностях.
Первым шагом на пути формирования механизма рефлексии является заполнение листа самооценки, который предполагает осмысление своих действий, намерений, мотивов, подходов к обучению.

Лист самоценки


Я знаю

Да

Нет

Комментарий

1. свой предмет
а) в пределах программы
б)соответственно требованиям школы
в) больше того, что требуется

 

 

 

2.общедидактические требования к организации процесса обучения

 

 

 

3. методику преподавания предмета

 

 

 

4.нормативные документы:
а) требования стандарта
б)нормы СанПин
в) другие

 

 

 

5.психологические особенности
а) младших школьников
б) школьников 5?8 кл
в) старших школьников

 

 

 

8 рациональные приемы
 а) объяснения материала
б) организации усвоения

 

 

 

Я умею

 

 

 

1. написать
а)план урока
б) календарно?тематический план

 

 

 

2.создавать и использовать дополнительные материалы на уроке

 

 

 

3. применять методы и приемы в соответствии с целью урока( в том числе ИКТ)

 

 

 

4. вовлекать в работу весь класс

 

 

 

5.создавать благоприятную атмосферу на уроке

 

 

 

6. формировать у учеников умение учиться

 

 

 

7.объективно оценивать ответы уч?ся

 

 

 

8. успешно разрешать конфликтные ситуации

 

 

 

9.ставить задачи и проводить исследования

 

 

 

10. обобщать и интерпретировать полученные результаты

 

 

 

11. работать с различными источниками информации:
а) книги, статьи
б) профессиональные журналы
в) ресурсы сети Интернет

 

 

 

12. строить отношения с коллегами на основе сотрудничества и взаимопомощи

 

 

 

13. строить отношения с родителями

 

 

 

14.конструктивно реагировать на критику
а) со стороны коллег
б) со стороны администрации

 

 

 

Рекомендации к использованию листа самооценки
Цель: способствовать формированию у учителя адекватного профессионального я-образа.
Регулярное( не реже одного раза в год) заполнение листа самооценки поможет педагогу увидеть прирост своей профессиональной компетенции.
Вторым шагом учителю предлагается заполнить план индивидуального образовательного маршрута на ближайшие 5 лет. Это поможет педагогу самому определить пути совершенствования своего профессионального мастерства:

  • находить новые идеи и научиться применять их в своей работе;
  • посещать курсы, семинары и конференции;
  • самому выступать с сообщениями и докладами перед коллегами;
  • обсуждать свой опыт с коллегами;
  • спланировать посещение уроков коллег;
  • поводить мастер-классы и открытые уроки;
  • обмениваться опытом на форумах и веб-сайтах;
  • участвовать в конкурсах профессионального мастерства;
  • разрабатывать дидактический материал к урокам.

В конце каждого года рекомендуется заполнять таблицу
Суммирующая оценка работы учителя ( за год)


ФИО

 

Даты

 

Нагрузка

 

Название предмета

 

Классы

 

Часы

 

Оценка нагрузки

 

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Комментарий

Удалось выполнить нагрузку

 

 

 

 

 

Рабочая документация в порядке

 

 

 

 

 

Оценка качества работы


Посещено уроков согласно плану

 

 

 

 

указать сколько

Мои уроки получили высокую оценку
а) коллег
б) администрации

 

 

 

 

 

Стремление к профессиональному росту
а) посещение курсов
б) семинары
в) конференции
г) конкурсы

 

 

 

 

 

Распространение опыта
а) выступление на педсоветах
б) размещение материалов на сайт(школы,города)

 

 

 

 

 

Обобщение опыта( школа, город, область)

 

 

 

 

 

Повышение качества знаний учащихся

 

 

 

 

 

Вклад в качество работы школы в целом

 

 

 

 

 

Третий шаг на развития профессиональной рефлексии ? это формирование умения самоанализа своей деятельности ( урочной и внеурочной).
Самоанализ предполагает использование следующего обучающего цикла 

 Created by DPE, Copyright IRIS 2005

Рефлексия может быть «по горячим следам» (hot feedback) и отсроченной
 ( cold feedback)
Рефлексия «по горячим следам» проводится сразу после урока и мероприятия. Учитель пишет несколько предложений о том, что происходило на уроке и какие чувства он испытал после того или иного задания.
Например:
Практика устной речи, по-моему, прошла удачно. Учащиеся с удовольствием выполняли задания и не хотели прекращать. Я заметила, что больше уделяла внимания ученикам, сидящим у окна, а те, что сидели слева, выпали из моего поля зрения. Проверка домашнего задания прошла очень скучно. Надо будет придумать. Как сделать ее более интересной.
Отсроченная рефлексия проходит спустя несколько часов или на следующий день после урока. Учителю надо отметить несколько удачных моментов и несколько проблемных моментов на уроке.
Например:
Удачные моменты: лексическая игра? прошла быстро и весело? потренировали много слов. Я почувствовала уверенность в своих силах. Понимаю, что начинаю привыкать к классу.
Проблемные моменты: Мне нужно научиться более четко формулировать задания. Учащиеся в начале игры не сразу поняли. Что нужно делать.
Я слишком много говорю во время урока и иногда договариваю за ученика фразу. Если он делает паузу. Надо научиться контролировать себя и выслушивать всех, не перебивая.

Учителю можно рекомендовать делать самоанализ всего урока по пунктам А Б и В.

А ? акцентирует внимание на том, что происходило на уроке;
Б ? на том, что было удачным;
В? на формулировании выводов и поиске путей самосовершенствования в будущем.

А ? восстановление хода урока

  1. Перечислите  несколько заданий или видов деятельности учащихся на уроке.
  2. Вспомните и запишите, что говорили учащиеся по поводу тех или иных заданий.
  3. Перечислите то, что проходило точно в соответствии с Вашим планом.
  4. Напишите то, что не совпало с Вашим планом.
  5. Каково было соотношение между деятельностью учителя и деятельностью учащихся на уроке?
  6. Отметься важные моменты вашего речевого взаимодействия с учащимися во время урока
  7. Обобщите то, что происходило на разных этапах урока( начало, основная часть, окончание урока)
  8. Вспомните моменты, когда Вы  колебались между двумя возможными вариантами заданий. Какой вариант вы выбрали, а какой отвергли?

Б ? осмысление урока ( рефлексия)

  1. Запишите несколько моментов урока, которыми Вы можете гордиться.
  2. Что было самым значительным на уроке? Почему Вы испытали удовлетворение?
  3. Назовите несколько моментов, когда Вы поняли, что учащиеся действительно учились чему-либо.
  4. На каком этапе произошло полное вовлечение учащихся в учебный процесс?
  5. Когда учащиеся столкнулись с главными трудностями?
  6. Где вы недостаточно  эффективно использовали время?
  7. Когда Вам было особенно некомфортно?
  8. Достигли Вы поставленной цели?
  9. Научились учащиеся тому, чему вы хотели их научить?
  10. Назовите моменты, когда учащиеся испытывали удовольствие от учебы

В - Формулирование выводов; планирование

  1. Если бы Вы снова давали урок, что Вы оставили без изменения?
  2. Если бы Вы снова давали урок, что бы Вы изменили?
  3. Что Вы поняли о своем плане , методах и приемах?
  4. Что Вы узнали о своих учениках?
  5. Что Вы узнали о себе?
  6. Что Вы узнали о процессе получения знаний и преподавании?
  7. Напишите о себе как учителе с точки зрения Ваших учеников. Как бы Вам понравилось иметь такого учителя, как вы?

Именно такая пошаговая система формирования профессиональной рефлексии поможет учителю не только оптимизировать процесс обучения за счет органичного сочетания разных типов деятельности: исполнительской, проектной, аналитико-исследовательской, но и без труда подготовиться к аттестационным процедурам: самоанализу и созданию педагогического проекта.

Таким образом, рефлексия в новой модели образования может выступать и целью и средством формирования профессионально-методической культуры учителя.

Рекомендуемая литература:

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: пособие для студентов и учителей. ?М.: АСТ: Астрель, 2008
  2. Алексеев Н.г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления. ?М., 2002
  3. Система оценки уровня профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Британский совет. МГЛУ, Рязанский ГПУ им. С.А. Есенина. Москва, 2002
  4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Московский государственный лингвистический университет( русская версия). 2001
  5. Jim Scrivener Learning Teaching/ A guide for English language teachers. Second edition. Macmillan Books for Teachers, 2006
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить