Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Контекстуальное изучение литературы в старших классах
Автор: Лариса Мягкоход   
01.06.2010 09:45

Консультант рубрики: Федотова Светлана Владимировна, доцент кафедры гуманитарных и социально–экономических дисциплин ТОИПКРО, к.ф.н., доцент

  

Ключевые слова, отображающие контент консультации: ЕГЭ по литературе, контекстуальное изучение литературы, примерный алгоритм организации деятельности по контекстуальному изучению литературы в старших классах.

Краткая аннотация контента консультации
Консультация по подготовка выпускников к контекстуальным заданиям (С2 и С4) ЕГЭ по литературе. Методика изучения контекста в старших классах включает в себя контекстуальное изучение тематики и проблематики.

Запрос на консультирование

Результаты ЕГЭ по литературе в 2009 году показал нам, что для участников экзамена контекстуальные задания (С2 и С4) представляют наибольшую сложность. Хотелось бы узнать, как готовить детей к заданиям такого типа.

Консультативный текст

В обновленной структуре экзаменационных материалов ЕГЭ по литературе содержится два однотипных задания (С2 и С4), проверяющих сформированность умений выпускников включать анализируемый материал в литературный контекст и писать развернутое рассуждение о связи тематики и проблематики данного фрагмента (стихотворения) с произведениями других отечественных писателей-классиков. Для успешного выполнения этих заданий учащиеся старших классов должны не только знать основные сведения по теории и истории литературы, уметь анализировать и интерпретировать отдельные произведения, но и сопоставлять их по предложенному в вопросе критерию. Наиболее распространенными в КИМах прошлых лет были задания на определение тематических и проблемных перекличек в русской литературе. Поэтому в настоящей статье предлагается примерный алгоритм подготовки учащихся в указанном направлении, который включает в себя три основных блока:

  • понимание термина «контекст»,
  • понимание термина «тематика», определение «сквозных» тем русской литературы (на основе программных произведений),
  • понимание термина «проблематика» и выявление основных типов проблематики в русской литературе (на основе программных произведений).

1. Термин «контекст» (от лат. contextus — тесная связь, соединение) в литературоведении это — бескрайне широкая область связей литературного произведения с внешними ему фактами как литературными, текстовыми, так и внехудожественными и внетекстовыми (биография, мировоззрение, психология писателя, черты его эпохи, культурная традиция, которой он причастен). Контексты творчества писателя (наряду с ними существуют контексты восприятия литературных произведений, но не о них сейчас речь) весьма разноплановые, во многом определяют черты литературно-художественных произведений и нередко дают о себе знать в их составе, а потому, конечно же, достойны самого пристального внимания литературоведов.
Контекст в котором создается литературное произведение, не имеет сколько-нибудь определенных рамок: он безгранично широк. Многоплановость контекста (или, точнее сказать, множественность контекстов) литературно-художественного творчества не всегда внятна самим писателям. Чем шире и полнее учтены литературоведом связи произведения с предшествующими ему явлениями и фактами (как литературно-художественными, так и непосредственно жизненными), тем больше «выигрывают» анализ и интерпретация.
Контекстуальное рассмотрение литературных произведений, что самоочевидно, не может быть исчерпывающе полным: оно по необходимости избирательно. Здесь несравненно больше загадок и тайн, чем определенности и ясности. Вместе с тем изучение контекстов литературного творчества — это необходимое условие проникновения в смысловые глубины произведений, одна из существенных предпосылок постижения как авторских концепций, так и первичных интуиций писателей. В каждом отдельном случае читатель и литературовед, естественно, сосредоточивается на каком-то одном аспекте контекста рассматриваемых произведений. Но в общей перспективе развития научной мысли насущен одновременный и равноправный учет как близких, конкретных, так и удаленных, всеобщих контекстов.

2. Тема – это объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественную и образуют объективную сторону его содержания.
Тематика – совокупность тем произведения.

Типы тем:

  • Конкретно-исторические – темы, отражающие  характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране, не повторяющиеся за пределами данного времени.
  • «Вечные» – темы, в которых отражаются повторяющиеся моменты в истории различных народов, в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи. 

 

Конкретно-исторические темы:

  • тема «лишнего человека» (А.С. Пушкин «Цыгане», «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Ф.М .Достоевский «Преступление и наказание»);
  • тема войны («Слово о полку Игореве», М.Ю. Лермонтов «Бородино», Л.Н. Толстой «Война и мир», А.А. Блок «Петроградское небо мутилось дождем…», М.А. Булгаков «Белая гвардия», М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», А.Т. Твардовский «Василий Тёркин», Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»);
  • тема революции (А.А. Блок «Двенадцать», С.А. Есенин «Русь Советская», В.В. Маяковский «Мистерия-буфф»);
  • тема чиновничества (Н.В. Гоголь «Петербургские повести», «Ревизор», М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «История одного города», В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся», А.П. Платонов «Усомнившийся Макар», «Город Градов»);
  • тема «маленького» человека (А.С. Пушкин «Повести Белкина», Н.В.Гоголь «Шинель», Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», А.П. Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре»;
  • тема конфликта между разными «лагерями» общества (А.С. Грибоедов «Горе от ума», А.Н. Островский «Гроза», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.А. Блок «Двенадцать», Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»;
  • тема народа (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Записки охотника», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина», А.И. Солженицын «Матренин двор»).

«Вечные» темы:

  • библейские темы (А.С. Пушкин «Пророк», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». А.П. Чехов «Студент», А.А. Блок «Двенадцать», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», А.А. Ахматова «Реквием»);
  • тема любви (В.А. Жуковский «Светлана», А.С. Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Дубровский», «Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Герой нашего времени», А.Н. Островский «Гроза», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», А.А. Блок, В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.);
  • тема жизни и смерти (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», М.Ю.  Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», А.М. Горький «Старуха Изергиль», А.А. Блок «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», С.А. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…», «Отговорила роща золотая...», М.А. Шолохов «Тихий Дон», Б.Л. Пастернак «Гамлет», А.П. Платонов «Сокровенный человек», «Котлован»);
  • тема Родины («Слово о полку Игореве», А.С. Пушкин «...Вновь я посетил...» и т.д. М.Ю. Лермонтов «Родина» и др., Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.С. Тургенев «Записки охотника», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…», Л.Н. Толстой «Война и мир», И.А. Бунин «Чистый понедельник», А.А. Блок «Русь», цикл «На поле Куликовом», «Россия», С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Спит ковыль…», «Русь Советская», М.И. Цветаева «Тоска по родине!», А.А. Ахматова «Родная земля»);
  • тема одиночества (М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу...», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно…», «Герой нашего времени», А.П. Чехов «Вишневый сад», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне», А.П. Платонов «Котлован»);
  • тема памяти (Г.Р. Державин «Памятник», А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», Ф.И. Тютчев «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Она сидела на полу…», И.А. Бунин «Чистый понедельник», А.А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе...», А.А. Ахматова «Реквием», А.Т. Твардовский «Памяти матери»);
  • тема дружбы (А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обломов». Л.Н. Толстой «Война и мир»);
  • тема чести, совести (А.С. Пушкин «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Капитанская дочка», М.Ю. .Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня про… купца Калашникова», А.Н. Островский «Гроза», Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Шолохов «Судьба человека», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», А.И. Солженицын «Матренин двор»);
  • тема свободы (В.А. Жуковский «Море», А.С. Пушкин «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», М.Ю. .Лермонтов «Парус», «Мцыри», Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М. Горький «На дне», А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»);
  • тема поиска смысла жизни (Н.С. Лесков «Очарованный странник», Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М. Горький «На дне», А.П. Платонов «Котлован», «Сокровенный человек»);
  • тема: личность и история (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», Л.Н. Толстой «Война и мир». А.А. Блок «Двенадцать», М.А. Булгаков «Белая гвардия», М.А. Шолохов «Тихий Дон», А.Т. Твардовский «Василий Теркин»);
  • тема творчества (А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк», М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Кинжал», «Нет, я не Байрон, я другой…», Н.В. Гоголь «Портрет», Н.А. Некрасов «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин», А.А. Блок «О, я хочу безумно жить…». В.В. Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии», М.И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…», А.А. Ахматова «Творчество», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Б.Л. Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…»).

 

3. Проблематика - организующее смысловое  начало художественного произведения, в котором максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.
Типы проблематики:

  • мифологический,
  • национальный,
  • социокультурный,
  • романный,
  • философский.

Мифологическая проблематика - осмысление архетипических начал изображаемого мира через мифологические образы и сюжеты (В.А. Жуковский «Светлана», Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»,  «Портрет»,  Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,  А.П. Чехов «Студент»,  И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», А.А. Блок «Двенадцать»,  М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Национальная проблематика - осмысление сущности национального характера («Слово о полку Игореве». А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.А. Гончаров «Обломов», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»,  Л.Н. Толстой «Война и мир», И.А. Бунин «Чистый понедельник», А.Т. Твардовский «Василий Теркин», А.И. Солженицын «Матренин двор»).

Социокультурная проблематика - осмысление устойчивых общественных отношений, условий и образа жизни определенной части общества, сложившихся в сфере массового сознания мнений, привычек, нравов и т.д. (Д.И. Фонвизин «Недоросль»,  А.С. Грибоедов «Горе от ума»,  А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В. Гоголь «Ревизор», А.Н. Островский «Гроза», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Вишневый сад», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Романная проблематика - осмысление духовно-нравственного становления личности (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,  И.А. Гончаров «Обломов», Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,  А.П. Чехов «Ионыч», М.А. Шолохов «Тихий Дон», М.А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», А.И. Солженицын «Матренин двор»).

Философская проблематика - осмысление универсальных закономерностей бытия человека, природы и общества (Г.Р. Державин «Памятник»,  М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «И скучно и грустно…», Ф.И. Тютчев «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,  «Нам не дано предугадать…», «Певучесть есть в морских волнах…», М. Горький «На дне»  В.В. Маяковский  «Послушайте!»).

В заключение необходимо подчеркнуть, что учителю–словеснику необходимо строить свою работу так, чтобы изучение литературы в старших классах не выглядело как «натаскивание» на задания ЕГЭ, а являло собой живой, заинтересованный диалог с искусством. Если диалог на уроках состоится, то любому учащемуся вполне хватит знаний для того, чтобы самостоятельно проанализировать произведения и ответить на контекстуальные и проблемные вопросы.
К этому главному пожеланию все же следует добавить рекомендацию использовать при проверке ученических работ систему оценивания образовательных достижений учащихся, апробированную в рамках ЕГЭ. По-прежнему актуальной остается рекомендация выделять в старших классах на изучение литературы не менее 4-х часов в неделю. Кроме того, в программах 11 класса необходимо выделить особый раздел «Повторение изученного», где особенное внимание необходимо уделять сквозным темам, проблемам и жанрам литературного периода. Не менее важным направлением работы является выявление и предупреждение ошибок учащихся, влияющих на качество ответов в формате ЕГЭ. Такая «работа над ошибками» должна осуществляться параллельно с изучением каждой темы курса. Ну и, конечно, понятно, что подготовка к экзамену по литературе – дело не одного месяца и даже года, а как минимум двух лет на старшей ступени школы.

Используемая литература
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб.пособие. М., 1998.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить