Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Теоретическая поэтика в изучении литературы в старших классах
Автор: Лариса Мягкоход   
01.06.2010 09:44

Консультант рубрики: Федотова Светлана Владимировна, доцент кафедры гуманитарных и социально–экономических дисциплин ТОИПКРО, к.ф.н., доцент

 

 Ключевые слова, отображающие контент консультации: ЕГЭ по литературе, теория литературы, минимум по теории литературы, пути решения проблемы освоения теоретического минимума по поэтике в старших классах, методические рекомендации.

Краткая аннотация контента консультации
Консультация по вопросу изучения теоретической поэтики в старших классах, необходимого для подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе. Вовсех экзаменационных заданиях эксплицитно и имплицитно содержатся понятия по теории литературы, выступающие своеобразной «азбукой», без знания которой понимание специфики заданий невозможно.

Запрос на консультирование
Мы столкнулись с проблемой недостаточной подготовленности учащихся к ЕГЭ по литературе, а именно с низким уровнем их теоретико–литературной компетенции. С учетом того, что учебники в старших классах не содержат достаточных сведений по теоретическому минимуму по литературе, хотелось бы узнать, как можно быстро и эффективно активизировать деятельность старшеклассников в сфере освоения теоретической поэтики.

Консультативный текст
Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера.

Теоретический минимум по литературе содержится в Кодификаторе и включает в себя следующие понятия:

Фольклор. Жанры фольклора.

Художественный образ.

Содержание и форма.

Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс.

Литературные направления и течения:

  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).

Литературные роды:

  • эпос
  • лирика
  • драма.

Жанры литературы:

  • роман
  • роман-эпопея
  • повесть
  • рассказ
  • очерк
  • притча
  • поэма
  • баллада
  • лирическое стихотворение
  • элегия
  • послание
  • эпиграмма
  • ода
  • сонет
  • комедия
  • трагедия
  • драма.

Авторская позиция.

Пафос.

Тема.

Идея.

Проблематика.

Сюжет.

Композиция.

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Лирическое отступление.

Конфликт.

Автор-повествователь. Образ автора.

Персонаж.

Характер.

Тип.

Лирический герой.

Система образов.

Художественные средства создания образов:

  • речевая характеристика героя: диалог, монолог
  • авторская характеристика
  • портрет
  • внутренний монолог и др.

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.

Деталь. Символ. Подтекст.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стиль.

Системы стихосложения.

Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих.

Ритм. Рифма. Строфа.

Методические рекомендации
Для успешного освоения старшеклассниками данного теоретического минимума учителю–словеснику необходимо проводить работу в нескольких направлениях:

1) закрепление теоретического объема литературоведческих понятий в виде готовых блоков сознания (фреймов), которые должны активизироваться у учащихся при встрече с литературоведческой терминологией. Иными словами, у старшеклассников в идеале должен быть активизирован теоретический тезаурус. Целесообразно освежить в памяти старшеклассников сведения по теории литературы, изученные в основной школе. Так, например, учащиеся должны четко знать, что фольклор – это  совокупность различных видов и форм устного народного творчества, вошедших в бытовые традиции того или иного народа. При этом задача учителя заключается в том, чтобы научить ребят различать жанры фольклора и отчетливо понимать, в чем специфика каждого из них.

Жанры фольклора:

  • заговоры
  • хоровые и обрядовые песни
  • духовные стихи
  • предания
  • легенды
  • мифы
  • сказки
  • устные рассказы
  • причитания
  • анекдоты

2) адаптивная разработка технологий, методов и приемов, необходимых для успешного усвоения литературоведческого понятия учащимися. Сюда относится система вопросов, сопоставительные модели, моделирование конкретных педагогических ситуаций, связанных с освоением необходимого теоретического минимума по литературе и т.д. Целесообразно при освоении или повторении литературоведческих понятий делать акцент на сопоставлении произведений  одного жанра, проблематики, близких по образности и т.д. Это будет способствовать созданию целостной литературоведческой картины у старшеклассников и особенно – подготовке учащихся к контекстуальным заданиям в ЕГЭ по литературе;

3) планирование ожидаемых результатов по освоению теоретического минимума;

4) разработка адекватных форм контроля над уровнем усвоения теоретического понятия и критериев оценивания сформированности литературоведческой грамотности учащихся;

5) привлечения к работе на уроках материалов ЕГЭ по литературе с анализом значимости понятий по теоретической поэтике, заложенных в формулировке заданий;

6) акцентировка внимания старшеклассников на критериях оценивания задания С5, в частности, на критерии 2 «Уровень владения теоретико-литературными знаниями» с выявлением высокого, достаточного и недостаточного уровней.

 

В заключение отметим тот очевидный факт, что недостаточное владение учащимися теоретическим минимумом по литературе практически всегда напрямую зависит от компетенции учителя в области поэтики, от его осознанного стремления изучать художественные произведения с помощью литературоведческого языка. Если теоретические понятия являются элементарной составляющей учительского дискурса, то нет сомнения в том, что учащиеся будут владеть сведениями по теории литературы как необходимым инструментом анализа, а не только хранить их в своей памяти как пассивное невостребованное знание.

Используемая литература
Голубков В. В. Теоретические основы методики литературы в средней школе // Литература в школе. – 1996. – № 1. – С. 46-47
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. Пособие для учителя. М., 1996.

 

Комментарии   

 
# privatevpn cheap 12.12.2018 22:43
This is a really good tip especially to those fresh to the blogosphere.
Simple but very precise information… Many thanks for sharing this one.
A must read article!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить