Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры общеобразовательных дисциплин
Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку
Автор: Лариса Мягкоход   
01.06.2010 09:41

Консультант рубрики: Чижова Наталия Геннадьевна, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации:
Государственная итоговая аттестация по русскому языку, контрольно-измерительные материалы, сжатое изложение, сочинение-рассуждение

Краткая аннотация контента консультации
Подготовка учащихся 9 классов к сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему и тему, связанную с интерпретацией фрагмента художественного текста.
Запрос на консультирование
В этом учебном году нам предстоит выпуск учащихся 9 классов. Мы знаем, что государственная итоговая аттестация проходит сейчас в новой форме. Хотелось бы узнать, что нужно знать и учесть педагогу, чтобы качественно подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в новой форме?

Консультативный текст
Содержание  контрольных измерительных материалов определяется в соответствии  с двумяпараллельно действующими документами: Федеральный компонент стандарта основного общего образования по предмету и Образовательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.
Такая форма требует не только мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но и  структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
Комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи, какой бы программой ни руководствовался учитель. Кроме того, подобные умения формируются как общеучебные при изучении других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии и пр.).
Таким образом, чтобы подготовить детей к первой части экзамена, учителю достаточно правильно сориентировать их, обратив внимание на особенности сжатого изложения как формы работы с текстом.
Задача сжатого изложения - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора , логическая последовательность событий, характеры и обстановка должны быть переданы без искажения.
Роль этого вида изложения вряд ли можно переоценить. Именно в кратком пересказе выявляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой понимания. Если текст не понят или понят частично,краткий пересказ выявит все дефекты восприятия.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что многие учащиеся не умеют выделять главную и другие важные мысли, не умеют отвлекаться от несущественной информации. И если детей специально не учить, задача пересказать текст кратко для многих окажется абсолютно невыполнимой.
Как же научить писать школьников сжатое изложение? Какие приёмы можно использовать?
Сжатое изложение требует специальной логической работы. Выделяют два основных способа сжатия текста: исключение подробностей, обобщение. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае,будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста. При обучении такому виду работы целесообразно использование следующих типов заданий:

  • задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста,
  • задания, направленные на умение выделять в тексте главное,
  • задания, направленные на интерпретацию текста,
  • задания, направленные на творческую обработку текста.

Упражнения такого типа интересны учащимся, заставляют внимательнее вчитываться в текст и позволяют предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников  при понимании текста.

Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который, как уже упоминалось, тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с кратким ответом (В1 – В14), при этом все задания второй части не выходят за пределы базового уровня. Шесть  заданий с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста: понимание его основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

Четырнадцать заданий с кратким ответом (В) проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Содержание заданий не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 5 – 9 классов.

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания  (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. И то и другое задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст. Умение аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно сформированным у наших выпускников в 11 классе, думается, что экзаменационная работа в 9 классе будет способствовать более активной работе учителя в данном направлении уже в основной школе.

Оба задания этой части контрольно-измерительных материалов для 9 классов одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Эта тема может быть раскрыта школьниками в широком общекультурном плане, выявляя ценностные ориентиры, которые были сформированы в результате всего курса русского языка в основной школе.

Задание С2.2 направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста. Работа в этом направлении учителем ведется и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Самая главная задача – научить оформлять мысли в письменном виде. Необходимо напомнить учащимся, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к сочинению-рассуждению, т.е. обязательно содержать следующие структурные элементы: тезис (утверждение), доказательства, вывод, а также вступление и заключение. Алгоритм построения текста-рассуждения содержится и  в самой формулировке задания части  С, однако учащиеся испытывают затруднения в построении самого рассуждения: с чего начать, как связать доказательства и вывод и т.д. Чаще всего в  работах учащиеся допускают следующие ошибки: отсутствие начальных фраз, организующих высказывание; непродуманность в расположении отдельных частей текста; однообразное  или неуместное употребление средств связи между предложениями, частями текста. Можно предупредить ошибки, можно воспользоваться готовыми советами, например, материалами журнала «Русский язык в школе». Однако ключ к успешному выполнению заданий на экзамене – это система обучения учащихся с 5 класса написанию сочинения. Такая система заложена, на мой взгляд, в учебниках Львовой С.И., Львова В.В. и в учебниках под редакцией Г.Г.Граник. Методические возможности названных учебников  позволяют решать задачи творческой, познавательно-коммуникативной и речемыслительной деятельности учащихся на качественно новом уровне. Четко продуманная система работы по обучению школьников создавать в учебном процессе тексты-рассуждения малой формы демонстрирует единство и взаимосвязь мышления, живой речи и познания законов языка, что обеспечивает полноценное языковое образование  и продуктивное речевое развитие личности.

Использованная литература

1. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьева Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/ ФИПИ.  – М.: «Интеллект-центр», 2009.
2. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить