Консультант рубрики: Антипова Наталия Валерьевна, доцент кафедры преподавания дисциплин естественно-математического цикла.
Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: ЕГЭ, ГИА, КИМы, рабочая программа учителя географии.
Краткая аннотация контента консультации
Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по географии.
Запрос на консультирование
Региональный БУП отводит на изучение географии с 6 по 11 класс на 2 часа меньше, чем было раннее. Хотелось бы узнать, каким образом учитель должен организовать работу для того, чтобы качественно подготовить выпускников к ЕГЭ и ГИА по географии?
Консультационный текст Для того чтобы учитель успешно подготовил учащихся к ЕГЭ (единому государственному экзамену) и ГИА (государственной итоговой аттестации) по географии, ему необходимо:
-
изучать запросы обучающихся на дальнейшее профессиональное самоопределение, начиная с 6 класса (анкетирование, участие в олимпиадном движении, конкурсах);
-
изучать спецификацию, кодификатор, демоверсии КИМов по географии; знакомиться с содержанием заданий, соответствующих базовому, повышенному и высокому уровням географической подготовки выпускников; определять формы заданий, соответствующих задачам проверки данного содержания, изучить типологию заданий со свободным развернутым ответом, а также систему оценивания каждого типа заданий;
-
составлять рабочие программы для 6-11 классов, установив соответствие элементов содержания, проверяемых заданиями КИМ кодификатора темам рабочей программы;
-
осуществлять подбор заданий по всем темам курсов географии, создать банк дидактических материалов, содержащий задания различного уровня сложности и типологии;
-
выбирать учебники географии из перечня, рекомендованного Министерством образования, содержание которых соответствует КИМам, предварительно ознакомившись с мнениями учителей, участвовавших в работе форумов на сайте fsu-expert.ru;
-
вносить окончательные корректировки в свою рабочую программу, планы уроков, включая в текущий, итоговый контроль подобранные задания;
-
совершенствовать методику преподавания предмета с учетом требований итоговой аттестации, предварительно окончив курсы по проблеме: «Методика организации и подготовки учащихся по географии в новой форме и в форме ЕГЭ»;
-
организовать работу на уроках на основе реализации деятельностного подхода в форме практикумов, деловых игр;
-
освоить технологию проектного обучения и тестового контроля, уделив внимание созданию диагностических материалов, позволяющих оценить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.
Нехватка времени на уроке во многом зависит от его организации. Не секрет, что на уроках географии преобладают репродуктивные методы. Большую часть времени урока учитель говорит сам, в лучшем случае учит говорить детей, и совсем малая доля учебного времени приходится на самостоятельную работу с настенной картой, таблицей, картиной, учебником, атласом, справочником, объектами на местности. Следствием этого является не только падение интереса к географии, но и низкие результаты при оценке качества географического образования. При подготовке к ЕГЭ, прежде всего, следует добиться освоения учащимися основного содержания курса географии: важнейших закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных стандартом географического образования. Учитель должен предлагать задания, направленные на интеграцию знаний и умений из различных курсов школьной географии с собственным жизненным опытом, на применение полученных в школе географических знаний и умений в ситуациях, близких к реальным жизненным. При проведении различных форм контроля целесообразно использовать задания, направленные на выявление умений школьников, пользоваться текстовыми, картографическими и статистическими источниками географических знаний, а также задания на применение знаний и умений при решении различных практических задач. Большую помощь в подготовке обучающихся к аттестации окажет использование электронных учебников, которые уже содержат набор тестовых заданий по изучаемым темам курсов географии, причем задания проверяются автоматически, ученик сразу видит свою оценку, что нацеливает его в дальнейшем на более глубокое изучение материала. Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ЕГЭ. Рекомендовать ученикам можно пособия, включенные в «Перечень изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенный на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru). Если, изучив предложенный текст и рекомендованные дополнительные источники, у Вас всё ещё остались неясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
. Укажите свой контактный адрес электронной почты. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультирования.
Используемая литература
- Сборник нормативных документов. География/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2007.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/20010 учебный год
Ресурсы сети Интернет
|