Вы находитесь здесь: Консультирование Центра дистанционного обучения
Организация дистанционного обучения с использованием web-технологий
Автор: Лариса Мягкоход   
29.12.2011 15:22

2.1. Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: дистанционные технологии, технология организации, web-технологии,  информационно-образовательная среда.

 

2.2. Краткая аннотация контента  консультации

 

Консультация по вопросу технологии организации дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Технология организации представлена несколькими этапами, включающими организацию деятельности в образовательной среде дистанционного обучения, и анализ элементов дистанционного  курса.

 

2.3. Запрос на консультирование

Хотелось бы узнать, что включает в себя курс дистанционного обучения? В чем состоит особенность организации дистанционного образования с использованием web-технологий?

 

2.4. Консультативный текст

Дистанционное обучение" - это составляющая "дистанционного образования", деятельность обучающего: педагога и образовательного учреждения.

При организации дистанционного обучения преподаватель обеспечивает активную работу обучающегося в курсе, отслеживает ход и результаты работы с курсом, обеспечивает  взаимодействие обучающихся в курсе. Решить данные вопросы позволяет адекватная образовательная среда дистанционного обучения. Создание курсов дистанционного обучения возможно в разных оболочках. Одна из наиболее интересных является оболочка Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).

Оболочка курсов дистанционного обучения Moodle - свободно распространяемая, популярная, международная платформа поддержки дистанционного обучения (http://www.moodle.org/). Одно из важных свойств Moodle - универсальность. Эту среду дистанционного обучения можно устанавливать практически на любую платформу, она может работать под управлением любой из распространенных в настоящее время операционных систем.

Преимущества оболочки: во-первых, материал может быть представлен в любом виде - картинка, видео, аудио, текст, можно разрабатывать разнообразные учебно-методические материалы - рабочие тетради, лекции, практические задания, уроки, тесты; во-вторых, Moodle позволяет создавать сложные и интегрированные курсы по разным дисциплинам; в-третьих, оболочка позволяет так скомпоновать курсы, чтобы обучаемые могли их использовать без контакта с преподавателем в реальном времени.

 

Составляющие дистанционного образования

Любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Составляющими дистанционного образования являются:

1. Учебный  центр  (учебное  заведение),  осуществляющий   необходимые функции организационной поддержки, также именуемый как провайдер дистанционного обучения;

2. Информационные ресурсы — учебные курсы, справочные, методические и другие материалы;

3. Средства обеспечения технологии дистанционного обучения (организаци­онные, технические, программные и др.);

4. Преподаватели-консультанты, курирующие дистанционные курсы;

5. Обучающиеся.

Для организации и правильного функционирования системы дистанцион­ного образования необходимо выполнять следующие основные функции:

- поддержка учебных курсов;

- разработка учебного материала;

- консультации;

- контроль знаний;

Дистанционные технологии

Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно прийти к выводу, что для поддержки дистанционного обучения используют­ся следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые тех­нологии.

При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в спе­циальный набор (кейс). Этот набор пересылается для самостоя­тельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществ­ляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом.

TV-технология, как следует из ее названия, основана на использовании те­левизионных лекций.

К сетевым технологиям относится интернет-технология и технологии, ис­пользующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей. В интернет-технологии обеспечение обучащихся учебно-методическим материалом предполагается посредством каналов Интерне­та. "Всемирная паутина" используется также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Возможность связи "многих-со-многими" является принципи­альным отличием интернет-технологии от иных технологий дистанционного обучения.

 

Сегодня, бесспорно, самым современным и перспективным средством тех­нологической поддержки дистанционного обучения являются интернет-тех­нологии.

 

Процесс разработки дистанционных курсов (ДК)

Сам процесс разработки дистанционного курса можно разделить на две составляющих: разработка учебно-методического наполнения и дизайн курса. На первом этапе проводится структурирование текстов, логическое построение их частей, проектирование структуры понятийного аппарата и инструментальной части курса - контроля, обсуждений и тому подобное. Очень важно при этом планирование гипертекстовой структуры курса, то есть системы ссылок и переходов между понятиями, содержательной и инструментальной компонентами. После этого проводится создание и размещение материалов в электронном виде, формирование системы переходов и ссылок, реализация контроля, коммуникационных мероприятий и т.д.

Комплект учебно-методических материалов ДК разрабатываюся соответственно принципам:

1. Программа дистанционного курса содержит цели как компоненты учебного процесса по данной дисциплине, формирующие мотивацию к успешному изучению курса с помощью разъяснения его места и значения в системе обучения.

2. Учебные материалы в цифровой форме с использованием гипертекста удовлетворяют требованию простоты ориентации при перемещении по ссылкам.

4. ДК не является электронной копией печатных учебников или простым компьютерным учебником. Информационно-коммуникационные технологии (не являясь самоцелью) могут и должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса.

Элементы дистанционного учебного курса

Составляющими дистанционного учебного курса являются:

  • информационные ресурсы;
  • средства общения;
  • система тестирования;
  • система администрирования.

Информационные ресурсы. Важнейшим компонентом дистанционного курса являются информационные ресурсы, т.к. в них сосредоточена содержатель­ная часть — контент (content). Контент включает:

  • программу обучения (учебно-тематический план);
  • учебный материал (конспекты лекций);
  • предметный и/или тематический словарь (глоссарий);
  • библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web-ресурсов по теме курса и т. п.).

Средства общения. Средства общения обеспечивают процесс взаимодейст­вия обучаемого как с учебным центром, в частности с преподавателем, так и с другими обучающимися.

Один из важнейших вопросов — организация эффективных средств обще­ния, компенсирующих отсутствие непосредственного контакта преподавателей и обучающихся между собой.

Традиционно здесь выделяются электронная почта (e-mail), обсуждение в форумах.

Система тестирования. Система тестирования обеспечивает текущий контроль знаний и на завершающей стадии дает объективную оценку обу­чаемого, на основании которой происходит выдача дипломов, сертификатов и пр. Здесь очень важен вопрос о защите данных и средствах идентифика­ции и аутентификации обучаемого, не допускающих подмены и искажения результатов тестирования. Система тестирования включает:

-  средства обработки результатов тестирования;

-  интерактивные тесты;

-  график прохождения тестов.

Система администрирования. Система администрирования обеспечивает дос­туп к личному делу, доске объявлений администрации, интерактивным ан­кетам и пр.

 

Структура дистанционного учебного курса

Учебный курс представляет собой набор учебно-методических материалов, оформленных специальным образом в виде объектов сервера дистанционного обучения. Учебный курс содержит теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть является аналогом учебника или методического пособия и оформляется в виде текстовых или графических файлов, web-страниц или ссылок на другие ресурсы Internet.

Практическая часть является аналогом практических занятий. Практическая часть оформляется в виде тестов, заданий и др. Прохождение студента по практической части оценивается преподавателем или автоматически и отображается в журнале оценок.

Ресурсы курса соответствующие практической части:

  • Задание. Позволяет сформулировать задание для обучающегося и получить ответ в виде текста, который вводится прямо во время работы с сервером или в виде файла, который обучающийся формирует и отправляет для проверки преподавателю.
  • Лекция. Последовательность содержимого блоков связанная определенной логикой. Лекция состоит из теоретического материала и практической части (контрольные вопросы для закрепления материала, ответы на которые оцениваются преподавателем).
  • Тест. Этот элемент позволяет преподавателю создать набор тестовых вопросов. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть использованы снова в этом же курсе (или в других). По результатам тестирования выставляется оценка (либо в автоматическом режиме, либо вручную). Тест может содержать различные типы вопросов (множественный выбор, верно/неверно, числовой и др).

Ресурсы курса соответствующие теоретической части:

  • Пояснение - краткое пояснение к учебному материалу. Выглядит как надпись в структуре курса.
  • Текстовая страница - учебный материал представляется в виде блока текста. Самый простой способ представления материала, в котором отсутствует возможность вставлять в текст картинки, изменять размер текста и стиль шрифта.
  • WEB страница - учебный материал представляется в виде гипертекстовой страницы с возможностью детального форматирования текста и добавления рисунков, звука, видео.
  • Ссылка на файл - ссылка на существующий учебный материал в виде файла, который можно сохранить на персональном компьютере. Дальнейшая работа с данным файлом не требует подключения к Internet.
  • Словарь терминов с возможностью поиска слов по алфавиту.

 

Домашняя страница курса включает: описание курса.

Материалы курса:

  • гипертекстовое оглавление курса;
  • программа курса;
  • терминологический словарь (глоссарий);
  • печать материалов.

Средства взаимодействия:

  • объявления — доступные всем обучающимся курса;
  • персональный почтовый ящик;
  • чат  — online-аудитория;
  • практические задания;
  • тестирование знаний.

Учебные материалы предоставляются как гипертекстовые учебники с возможностью копирования на флеш-носители для автономного изучения. Последнее обстоятельство позволяет передавать информацию наиболее дешевым и эф­фективным способом, не связанным с проблемами пропускной способности телекоммуникационных каналов.

Таким образом, если, изучив предложенный текст и  рекомендованные дополнительные источники, у Вас все еще остались не ясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Укажите свой контактный адрес электронной почты. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультирования

 

 

 

 

Используемая литература

1.  С.Л. Лобачев, А.Э. Попов Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. – Шахты.: ЮРГУЭС, 2003. - 90 с.

2.  В.И. Солдаткин Образовательная среда сегодня и завтра. – М.: Рособразование, 2004. – 272 с.

3.  В.П. Демкин, Г.В. Можаева Телекоммуникации для образования. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2004. – 1136 с.: ил.

4.  Официальный сайт LMS Moodle. Перевод статьи «Улучшения в версии Moodle 1.9» – http://docs.moodle.org/en/Release_Notes#Moodle_1.9.1

5.  Н.Г. Малышев, В.А. Сердюк Международный центр дистанционного обучения: концепция и бизнес-план - М.: Минобразование России, 2004. - 402 с.

6. Лобковская О.З., Шабанова Н.Ю. Методические указания для специальности 2202 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» по технико-экономическому обоснованию дипломных проектов и работ, НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, 2006г. – 40 с.

7. Браун С. "Мозаика" и "Всемирная паутина" для доступа к Internet: Пер. с англ. - М.: Малип, 1996. - 168 с.

8. Тиффин Д., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение: Образование в информационном обществе/ Пер. с англ. - М.: Информатика и образование, 1999 - 312 с.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить